Петроглифы и тамги Евразийского ареала как архетипы тюркской культуры и письменности


Просмотры: 81 / Загрузок PDF: 109

Авторы

  • Нурила Шаймердинова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
  • Талгат Молдабай Евразийский национальный университет имени Л№Н№ Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-35-51

Ключевые слова:

Евразийский ареал, петроглифы, тамги, архетипы, тюркская культура и письменность, смысловая связь, картина мира древних, духовность.

Аннотация

Статья посвящена истокам тюркской культуры и письменности, их связи с
древнейшими петроглифами, тамгами, логограммами. Исследователи считают, что с эпохи
палеолита петроглифы, тамги, знаки были широко распространены на обширной территории
Евразийского ареала. В данном контексте авторы статьи изучили и систематизировали сюжетные
рисунки, знаки-символы Казахстана, Монголии, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции,
России (Тыва, Хакасия, Горный Алтай, Забайкалье) и других стран. В статье выдвигается гипотеза,
что древнейшие знаки могли быть основой для формирования тюркской письменности, и, выявляя
их историко-культурную и смысловую связь, авторы осуществляют классификацию архетипов на
крестообразные ( знаки и их буквенные обозначения консонантами «д» и «з»), религиознокультовые, темпорально-космонологические, антропоморфные и знаки-прообразы тюркской кочевой
культуры (арба, вооружения, животный мир).
Важным является семантический анализ архетипов, выявление представлений древнего
человека об окружающем мире. В архетипах кочевой культуры раскрывается образ жизни и
картина мира древних людей: арба (основное средство передвижения), вооружения (средство
защиты своей территории и собственности ), домашние и дикие животные, символизирующие
различные понимания древних тюрков о природе, социуме и человеке, в т.ч. их тотемные
представления.

В статье утверждается, что процесс исторического развития тюркской культуры и
письменности на протяжении тысячелетий, начиная с его истоков, можно рассматривать как
автохтонговое явление тюркской цивилизации.

Сведения об авторах

Нурила Шаймердинова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

доктор филологических наук, профессор

Талгат Молдабай, Евразийский национальный университет имени Л№Н№ Гумилева

PhD, постдокторант

Литература

Аманжолов А.С., 1978. К генезису тюркских рун // Вопросы языкознания. №2. C. 76-87.

Грач А.Д., 1957. Петроглифы Тувы, 1 (проблема датировки и интерпретации, этнографические традиции) // Сб. МАЭ. М.- Л.: Вып. ХVII. С. 89-146.

Гуревич Л.Л., 1989. О круглых городах древних иранцев // Зоны и этапы урбанизации. Тез. докл. рег. конференции. Ташкент: Фан. С. 48-49.

Дэвлет М.А., 2006. Древние жилища народов Северной и Центральной Азии (по материалам петроглифов) // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В.Н.Чернецова. М.: ТАУС. С. 212-238.

Дэвлэт М.А., 1982. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука. 127 с.

Жолдасбеков М., Сартқожаұлы Қ., 2006. Орхон ескерткіштерінің толық атласы. Астана: Күлтегін. 359 б.

Зайберт В.Ф., 2009. Ботайская культура. Алматы: ҚазАқпарат, 2009. 576 c.

Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н., 1977. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР. 230 с.

Кляшторный С.Г., 1987. Древнетюркская цивилизация: диахронические связи и синхронические аспекты // Советская тюркология. №3. С. 58-62.

Кубарев В.Д., 2003. Наскальное искусство Алтая. Горно-Алтайск: АКИН. 124 с.

Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., 1996. Раннесредневековые петроглифы Монгольского Алтая // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во НГУ. С. 157-169.

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., 2006. Теория и история цивилизаций. Т1. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т 2. М.: Ин-т экономических стратегий. 765 с.

Леруа-Гуран А., 1971. Религия доистории // Первобытное искусство. Новосибирск. С. 81-90.

Маргулан А.Х. 1979. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука. 360 с.

Молдабай Т. 2021. Жазба мәтіндер негізінде көне ұйғыр әліпбиінің қолданылуындағы еркешеліктер // Turkic Studies Journal. №4. Б. 44-52.

Новогродова Э.А., 1984. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука. 168 с.

Пансат Ж.М., Мамаева Г.Б., Алкая Е., 2023. «Көк Тәңірі», «көк бөрі», «көк түрік» сөздерінің мифолингвистикалық сипаты // Turkic Studies Journal, 2023. №3. Б. 146-160.

Самашов З., Базылхан Н., Самашов С., 2010. Көне түрік таңбалары. Астана: АО «АБДИ Компани». 168 б.

Шаймердинова Н.Г., 2014. Древнетюркская картина мира в текстах письменных памятников. Учебное пособие. Астана: ЕНУ. 307 с.

Шаймердинова Н.Г., Каиржанов А.К., Ярыгин С.А., Молдабай Т., 2017. Происхождение и функционирование рунической письменности. Астана: Alau Group & Co. 145 с.

Dalkesen N., 2015. Orta asya’dan anadolu’ya türk kültüründe geyik kültü // Millî Folklor. Sayı 106. S. 61-69.

Jacobson E., 1996. The Deer Goddess of Ancient Siberia: A Study in the Ecology of Belief (Review by: Fujikawa Shigehiko) // Asian Folklore Studies. Vol. 55. No. 2. P. 374-377.

Kolot B., 2020. Türk Kültür Tarihinde Boğa-Öküz // Avrasya Uluslararası Araştırmalar Dergisi. Sayı 8 (22). S. 435-437.

Richard P.K., 2013. The Symbolical Language of Ancient Art and Mythology. New York: Hard Press Publishing. 453 p.

Загрузки

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Шаймердинова, Н., & Молдабай, Т. (2023). Петроглифы и тамги Евразийского ареала как архетипы тюркской культуры и письменности. Turkic Studies Journal, 5(4), 35–51. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-35-51

Выпуск

Раздел

История и Археология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)