Репрезентация историко-культурного наследия Казахстана в исторической ретроспективе (На примере выставочного проекта)


Просмотры: 26 / Загрузок PDF: 11

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-3-53-75

Ключевые слова:

Национальный музей Казахстана, культурные артефакты (экспонаты), иммерсивная выставка, цифровые технологии, концепция, культурный код, историко-культурное наследие, отражение в артефактах исторических эпох, экспозиция, видеоконтент, сотрудничество

Аннотация

Статья посвящена культурным артефактам музея, в которых запечатлена история и культурный код тюркских народов, средневековая история Казахстана.

Отмечается, что экспонаты были представлены на так называемой иммерсивной выставке Национального музея Казахстана. Иммерсивный формат, использование цифровых технологий в последние годы стал одним из востребованных современных
методов организации выставочной деятельности, позволяющий раскрыть национальные достижения и международный опыт. Одной из ключевых задач современных музеев является укрепление конкурентоспособности и узнаваемости страны в условиях цифровой коммуникации, что превращает музеи в активных участников глобального культурного обмена.
Основная задача данной статьи – посредством и через предметную культуру тюркских народов передать историко-цивилизационные истоки государственности тюркских народов, преемственность и уникальность их культурного кода; а также продемонстрировать европейской публике многовековую историю и богатое культурное
наследие Казахстана, акцентируя внимание на исторических фактах казахской государственности и его самобытной культуре.
Научная концепция выставки построена на тематико-хронологическом принципе и охватывает важнейшие этапы истории Казахстана – от бронзового века, саков и
гуннов, тюркских каганатов и Золотой Орды до Казахского ханства. Каждая из этих хронологических периодов представлена экспонатами из коллекции Национального
музея, символизирующими многовековую историю тюркских народов. К их числу
относятся: головной убор сакского Золотого человека из Иссыкского кургана, антропоморфная фигура Тобольского мыслителя (III-II вв. до нашей эры); женские
и мужские каменные изваяния VIII-XIII веков, распространенные в Степной Евразии;
светильники мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави эпохи Тимуридов; чапан Казыбека бия
(казахского судьи), верхняя одежда, характерная для тюркских народов вплоть до нового
времени и т.п. Таким образом, археологические находки, масштабные артефакты,
этнографические материалы, архивные документы, фото- и видеоматериалы выставки
отражают обычаи и традиции, ментальность и культурный код степной цивилизации.
При отборе материала внимание уделяется значимости и информативности каждого
экспоната, отражающего ту или иную эпоху, а также роли иммерсивного контента в подобных выставках в целях организации международного сотрудничества. Для
сравнения авторы статьи приводят зарубежные иммерсивные выставки, проводимые в Лувре, Гиме, Эрмитаже, демонстрирующие эффективность применения цифровых и мультимедийных технологий. Иммерсивная выставка Национального музея Казахстана стала одним из значимых результатов культурного сотрудничества между Францией и Казахстаном.

Сведения об авторах

Ақмарал Ибраева, Национальный музей Республики Казахстан

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора

Асемгуль Темирханова, Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева

PhD, ученый секретарь

Кумар Жунусов, Национальный музей Республики Казахстан

магистр социально-культурной деятельности, руководитель Отдела международных отношений

Литература

Бакин М.В., 2020. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образования // Международный научно-исследовательский журнал. № 10 (100), Ч. 2. С. 16-19.

Делез Ж., 2010. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель. С. 837.

Ибраева А., 2013. Музейтану: тарих мамандықтарына арналған оқулық. Астана: Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ. 251 б.

Карягина Т.Д., 2013. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии. М. 282 с. «Қазақстан: Ұлы дала жауһарлары» көрмесінің ғылыми тұжырымдамасы», 2024. Астана: Қазақстан Республикасының Ұлттық музейі. 10 б.

Леонарда да Винчи, 2024. Әдемі ханшайым. Бьянка Сфорцаның портреті // Мәтіндер жинағы. Seripta Maneant. 101 б.

Маркс Л., 2019. Осязательная эстетика // Художественный журнал. № 108. С. 61.

Музей көрмесін құрудағы көшірме және түпнұсқа мәселелері» атты ғылыми семинар материалдарының жинағы, 2024. Жау.ред.: Ибраева А.Г., Абдукамалова Э.С., Гиззатов С.М., Астана: ҚР Ұлттық музейі. 90 б.

Музейтанудағы пәнаралық зерттеулердің әдіснамалық негіздері» атты ғылыми семинар материалдарының жинағы, 2024. Жау.ред.: Ибраева А.Г., Абдукамалова Э.С., Гиззатов С.М., Астана: ҚР Ұлттық музейі. 76 б.

Самашев З., Чжан Со Хо, Боковенко Н., Мургабаев С., 2011. Наскальное искусство Казахстана (Rock Art of Kazakhstan). Сеул – Астана: Фонд истории Северо-Восточной Азии; Астанинский филиал Института археологии им. А. Х. Маргулана. 380 с.

Сергеев С.Ф., 2009. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование. 350 с.

Сильвен Р., 2024. Музейтанудағы пәнаралық зерттеулердің әдіснамалық негіздері. Ғылыми семинар материалдарының жинағы. Астана. 90 б.

Тельчаров А.Д., 2021 Музееведение. М.: Научный мир. 184 с.

Херреман Я., 2004. Показы, экспозиции и выставки. Управление музеем: практическое руководство. Париж: ИКОМ. 230 с.

Хуторской А.В., 1999. Эвристическое обучение. Теория, методология и практика. М. 220 с.

Шляхтина Л.М., 2022. Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие. 8-е изд. стер. Санкт-Петербург: Лань. 248 с.

Шулепова Э.А., 2015. Основы музееведения: учебное пособие / Отв. Ред. Э.А. Шулепова. Изд. 4-е, стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 432 с.

Albert Edward Elsen, Rosalyn Frankel Jamison, Bernard Barryte, 2003. Rodin's art: the Rodin Collection of the Iris & B. Gerald Cantor Center for Visual Arts at Stanford University. Oxford University Press. P. 174-179. 662 p.

Burcaw G.E., 1997. Introduction to Museum Work, Walnut Creek. London: Altamira Press. 3rd ed.

Davallon J. (dir.), 1986. Claquemurer pour ainsi dire tout l’univers: La mise en exposition. Paris: Centre Georges Pompidou.

Ibrayeva A.G., Sydykov A.Zh., 2022. Theoretical and Methodological foundations for Creating a Historical Exhibition in the Museums of Kazakhstan // Turkic Studies Journal. 3. Р. 122-138. DOI: https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-3-122-138

Splendeurs des Oasis d’Ouzbekistan, 2022. Surles routes caravanieres d’Asie centrale. Musee du Louvre. Paris. 351 р.

Yin W., Jin J., 2022. Research on the Interactive Relationship of Immersive Art. // Soares M.M., Rosenzweig E., Marcus A. (eds) Design, User Experience, and Usability: Design Thinking and Practice in Contemporary and Emerging Technologies. HCII. Lecture Notes in Computer Science, vol 13323. Springer, Cham. Р. 442-453. doi:10.1007/978-3-031-05906-3-33 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-05906-3_33

Загрузки

Опубликован

2025-09-23

Как цитировать

Ибраева A., Темирханова A., & Жунусов K. (2025). Репрезентация историко-культурного наследия Казахстана в исторической ретроспективе (На примере выставочного проекта). Turkic Studies Journal, 7(3), 53–75. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-3-53-75

Выпуск

Раздел

Средневековая история (археология)