Поэтологические формы в антропотопонимических легендах города Шымкент
Просмотры: 220 / Загрузок PDF: 452
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-2-7-21Аннотация
В статье на основе объектов, расположенных в городе Шымкент, рассматривается историческая топонимия Великого Шелкового пути. Известно, что наряду с исторической функцией топонимы обладают фольклорным значением, служат символами, ориентирующими в культуре и жизни народа, играют общественно-политическую роль. Учитывая с этой точки зрения необходимость исследования топонимов, принималось во внимание художественно-познавательное значение топонимии, рассматриваемой в языковом аспекте как лексический пласт, в фольклористике. С помощью анализа топонимия рассматривается не только как лингвистическое понятие, но и как направление, характерное для литературоведения и фольклористики. В качестве образцов топонимических легенд, собравших в себе языковые, когнитивные понятия и исторические источники и ставших объектами анализа в исследовании, выступают известные исторические места города Шымкент и их названия - Кошкар ата, Субурган ата, Дервиш ата, Камбар ата. Антропотопонимика, являясь одним из направлений топонимики, изучает наименования объектов и местностей, названные именем человека. Поэтому объекты, названия которых связаны с именами исторических личностей и фольклорно-мифологических персонажей, и легенды о них можно называть антропотопонимическими.
Делаются выводы о том, что кроме антропотопонимической функции эти легенды играют также важную духовно-культурную роль, раскрывая ментальность, фольклорное пространство, художественное сознание народа.
На основе мотивационных сравнений и текстового анализа рассматриваются гиперболизированное отражение в антропотопонимических легендах отдельных мест и историй людей, чьи выдающиеся заслуги сохранились в народной памяти, сочетание мотивов этих легенд с мировоззрением народа. Также выдвигается мнение о том, что топонимия связана не только с фольклором, но и с литературоведением, приводятся соответствующие аргументы. Принимая во внимание то, что в зарубежном литературоведении есть понятие «поэтическая ономастика», автор показывает, что появление этого понятия обусловили художественная структура топонимических повествований и используемые в них изобразительные приемы.
В результате анализа взятых в качестве объекта исследования легенд обоснована идея о том, что Великий Шелковый путь играл важную роль не только в торговых отношениях, но и в развитии духовно-культурных связей.