Истоки письменной культуры у степных кочевников
Просмотры: 91 / Загрузок PDF: 111
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-3-88-103Ключевые слова:
культура, история письменности, петроглифы, символы, степные кочевники, преемственность письменной традиции, руника, алфавит, тюркские народыАннотация
В статье рассматриваются предпосылки периодизации письма в культуре степных
кочевников, анализируются этапы развития пиктографической предметной и идеографической письменности в степной культуре. Многие петроглифы и символы, оставленные кочевниками, вероятно, отражают их попытки передать информацию той эпохи и стремление к познанию окружающего мира.
Авторы статьи были участниками нескольких экспедиций и исследовали петроглифы,
знаки-символы Шивээт Хайрхана, Аршан хада, Хойт-Цэнхэра, Бага-Ойгура в Монголии; Бичикт
Бома, Караколя, Бижикт-Хая, Бии-Хема, Карасука в России; Ак-Баура, Жетысу, Тамгалы, Теректи в Казахстане. На основе письменных источников, а также устного творчества, передаваемого из поколения в поколение, в статье рассматриваются истоки письменной кочевой культуры. Изучение античных греческих источников позволило иследовать петроглифы и пиктограммы сакской эпохи и рассмотреть преемственность некоторых традиций и элементов пиктограммно идеографической письма в древнетюркской письменности, в частности, и в целом в тюркской письменной культуре.
Авторы статьи также утверждают, что некоторые исторические события тюркских народов запечатлены в традиции летоисчисления, таких, как «Қоян жылғы аштық» (Голод в год кролика), «Мешін жылғы соғыс» (Война в год обезьяны) и являются отражением предметной кочевой культуры. В процессе иследования установлено, что схожесть многих петроглифов и символов с
древнетюркским алфавитом подтверждает культурно-познавательную преемственность
письменной культуры кочевников.
Литература
Аманжолов А.С., 1978. К генезису тюркских рун // Вопросы языкознания. №2. С. 76-87.
Ескеева М.Қ., 2002. Қазақ жазуының тарихи негіздері (оқу құралы). Астана: Еуразия ұлттық университеті. 125 б.
Иоганнес Ф., 1979. История письма. Москва: ГРВЛ. 464 с.
Клоссон Г., 1986. Происхождение тюркского рунического алфавита // Зарубежная тюркология. С. 136-157.
Күдеринова Қ., 2005. Көне түркі графикасындағы графема, фонема қатынасы // Көне түркі жазба ескерткіштері: жазу мəдениетінің бастаулары, тілдің даму құбылыстары. Алматы. Б. 92-100.
Лившиц В.А., 1978. О происхождении древнетюркской рунической письменности // Советская тюркология. Баку. №4.
Новогродова Э.А., 1984. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука. 168 с.
Самашев З., Базылхан Н., Самашев С., 2010. Көне түрік таңбалары. Астана: АО «АБДИ Компани». 168 б.
Сартқожаұлы Қ., 2007. Байырғы түрік жазуының генезисі. Астана: Арыс. 304 б.
Шаймердинова Н.Г., Молдабай Т., 2023. Еуразия кеңістігінің петроглифтері және таңбалары түрік мәдениеті мен жазуының архетиптері ретінде // Turkic Studies Journal 4 (2023). P. 35-51. DOI: http://doi.org/ 10.32523/2664- 5157-2023-4-35-51
Danzel W., 1929. Die Anfange der Schrift. Leipzig. 218 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9783112369241-016
Grob J., 1899. Archiv für Kriminal-Anthropologie ünd Kriminalistik. Leipzig. Vogel 1. 65 p.
Hatice Ş.U., 2006. Başlanğıcından günümüze türk yazı sistemleri. Ankara: Akçay Yay. 408 р.
Kurt S., 1939. Vom Bild zum Buchstaben. Leipzig. 107 p.
Мoldabay T., 2023. History of Turkic alphabet development // Turkic Studies Journal. 2023. Vol. 5. No. 1. P. 49-59.
Richard P.K., 2013. The Symbolical Language of Ancient Art and Mythology. New York: Hard Press Publishing. 453 p.
Weule K., 1915. Vom Kerbestock zum Alphabet. Urformen der Scrift. Stuttgart. 216 p.