Вопросы классификации магического фольклора тюркских народов


Просмотры: 14 / Загрузок PDF: 7

Авторы

  • Шакимашрип Ибраев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Ясави
  • Аскар Турганбаев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Ясави

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-2-192-205

Ключевые слова:

тюркские народы, магический фольклор, обряд, алгыс, алкыш, алгыһа, бәдик, шаман, синкретизм, очищение

Аннотация

Функционирование магических жанров тюркского фольклора тесно связано с обрядовыми действиями, раскрывающими мифологические, религиозные представления, традиции и ритуалы. Благодаря связи обрядовых действий с реальной жизнью происходит
обращение людей к сверхъестественным силам, просьбы о помощи или изгнание злых духов.
Синкретизм магических жанров проявляется прежде всего в единстве слов, мелодии и обрядовых
действий, в результате которых появляются умиротворение, жертвоприношение, изгнание злых сил, призыв к милосердию духов-хозяев природы. Поэтому магические обряды в указанном
алгоритме обусловили многие аспекты традиционной жизни и быта тюркских народов.
Магическое и мифологическое содержание обряда воспроизводят традиционное представление
общества, регулируют многие аспекты социальной, хозяйственно-бытовой жизни народа.
Авторы статьи в историко-сравнительном аспекте анализируют функциональное значение и структурные компоненты магических жанров: алгыс (алкыш, алгыһа), арбау (дуа), бадик, баксы
(кам, хам, ойдун), сырыны (камлание), представленные в ритуалах якутов, алтайцев, казахов, татар, башкир.
В якутском и алтайском фольклоре структурные магические жанры тесно связаны с мифом и обрядом, в которых последовательно реализуются призыв или обращение к духам, общение
с ними, просьба о помощи, а также ритуалы проводов. Напротив, в казахском, татарском и башкирском фольклоре многие компоненты обрядовых действий упразднены и доминируют
основные ключевые моменты обряда: благопожелание, благодарность, восхваление (алгыс), прощание (көш, кет), заговор (бадик).

Сведения об авторах

Шакимашрип Ибраев, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Ясави

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт тюркологии

Аскар Турганбаев , Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Ясави

кандидат филологических наук

Литература

Абылқасымов Б., 1993. Телқоңыр. Қазақтың көне наным-сенімдеріне қатысты ғұрыптық фольклоры. Алматы: Атамұра-Қазақстан. 160 б.

Адоньева С., 2018. Прагматика фольклора. Изд.2-е. СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; М.: ООО «Книга по Требованию». 335 с.

Аманбаева Г.Н., 2016. Семиотика дискурса: константы и переменные// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 4), С.780-783. URL: https://applied-research.ru /ru/ article/view?id = 96-97.

Бабалар сөзі: Жүзтомдық., 2013. Магиялық фольклор. Астана: Фолиант. Т. 93. 432 б.

Байбурин А.К., 1990. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: Наука. 3-16 с.

Барт Р., 2019. Мифологии. 5-е изд. М.: Академический проспект. 351 с.

Басилов В.Н., 1984. Избранники духов. М.: Политиздат. 208 с.

Башкорт халық ижады., 1995. Йола фольклоры. Өфө. 223 б.

Богданов К., 2015. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной деятельности. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус. 416 с.

Енчине Э.В., Торушев Э.Г., 2018. Обрядовый и ритуальный фольклор алтайцев в

этнографическом аспекте // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. № 9, сентябрь С.14-18.

Еремина В.И., 1991. Ритуал и фольклор. Ленинград: Наука, 207 с.

Зенкин С., 2019. Ролан Барт – теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии, 5-е изд. М.: Академический проспект. 351 с.

Ибраев Ш., 2021. Қазақтың ғұрыптық фольклоры. Нұр-Сұлтан: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ. 254 б.

Каташ С.С., 1979. Алкыш сос (благопожелание) древний жанр алтайского фольклора // Улагашевские чтения. Горно-Алтайск, Вып.1. С. 63-76.

Конунов А.А., 2019. Современное состояние обрядового фольклора алтайцев (на материале полевых работ), 2017 г. //Үлкен Алтай әлемі – Мир Большого Алтая – World of Great Altay 5(3). С. 323-336. DOI: https://doi.org/10.31551/2410-2725-2019-5-3-323-336

Леви-Стросс К., 1985. Структурная антропология. Москва: Наука. 536 с.

Манчикин Н.А., 2015. Заговорно-заклинательная традиция кыргызов//Известия вузов Кыргызстана. № 34. Бишкек. С. 116-117.

Мелетинский Е., 2018. Поэтика мифа. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 480 с.

Мифы народов мира, 1987. Энциклопедия в двух томах. Второе издание. Т. 1. М.: Советская энциклопедия. 671 с.

Остин Дж.Л., 1999. Избранное (сборник). М.: «Идея-Пресс» Дом интеллектуальной книги. 332 с.

Саримсаков Б., 1986. Узбек маросим фольклоры. Ташкент. Современный толковый словарь русского языка., 2001. СПб. Норинт. 960 с.

Султангараева Р.А., 2019. Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции: Т. 2: Календарный фольклор: мир и ритуал. Уфа: ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия». 296 с.

Султангараева Р.А., 2014. Магический фольклор башкир: специфика и мифоритуальные особенности репертуара // Вестник Челябинского государственного университета. № 26 (355). Филология, Искусствоведение. Вып.93. С. 108-114.

Татар халык ижаты., 1980. Йола һәм уен жырлары. Казан: Татар кит. нәшр. 319 б.

Хаустов Д.С., 2020. Лекции по философии постмодерна. М.: РИПОЛ классик. 288 с.

Чочкина М.П., 2003. Жанр благопожелания – «алкыш cöc» // Алтайский детский фольклор. Научное издание VK.com:https:m vk.com.» wall-7525637.

Шейкин Ю.И., 2003. Обрядовое интонирование саха: алғыс и осуохай // Обрядовая поэзия саха (якутов) / Сост. Н.А.Алексеев, П.Е.Ефремов, В.В.Илларионорв. Новосибирск: Наука. С. 58-114.

Эргис Г.У., 1974. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука. 402 с.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

Ибраев, Ш., & Турганбаев , А. (2024). Вопросы классификации магического фольклора тюркских народов. Turkic Studies Journal, 6(2), 192–205. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-2-192-205

Выпуск

Раздел

Литература и Фольклор