Изображение рая и ада в «Дивани Хикмете» Ясави и «Божественной комедии» Данте
Просмотры: 123 / Загрузок PDF: 195
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-146-162Ключевые слова:
хикмет, тюркский, дух, загробный мир, бренный мир, суфийское познание, айтыс, рай, адАннотация
Целью данной статьи является сравнительный анализ понятий рая и ада
в словесном айтысе казахов и в «Дивани Хикмет» Ходжи Ахмеда Ясави (где есть образцы
айтыса, характерные для тюркского словесного искусства), а также сравнение указанных
понятий с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Рассматривается духовно-философская
и художественная ценность хикметов Ясави, изучается образ понятий рая, ада в сознании
человечества. Вера в вечную жизнь духа породила модель «двух миров». Есть священные
писания, которые религиозно обосновали, что душа в загробном мире попадает в одну из двух
миров, в зависимости от его деяния в этом мире. Образы рая и ада стали основой не только
священных книг, но и художественных произведений.
Х.Ясави ставит в пример великие гуманистические идеалы в состязании рая и ада: то, что
нравственное бытие человека оценивается совестливостью. Кроме того, позиция потребления духовной ценности наиболее ярко выражена в тексте типа словесного состязания. В айтысе
казахского фольклора задача акына состоит в том, чтобы победить соперника выигрышным
и остроумным словом. Хикметы Х. Ясави как жанр тюркской поэзии гармонично сочетаются
с тюркским стихом в содержательном и формальном плане, принимают форму айтыса как
действенного способа передачи мысли.
Литература
Алигьери Д., 2012. Құдыретті комедия. Орыс тілінен аударған К.Ахметов. Астана: Аударма. 792 б.
Артамонова Т.Г.,2019. Образы ада и рая в философских произведениях Марка Твена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Том 12. Выпуск 6. С. 75-79.
Әбдуов А., 2022. Қожа Ахмет Ясауидің дүниетанымы. Алматы: «Көкжиек-Горизонт». 204 б.
Бужор Е.С, Шевченко О.В., 2022. О мотивах ада, чистилища и рая в творчестве Ф.М.Достоевского. Гуманитарные науки.Вестник Финансового университета. 12(2). С. 75-83.
Досмұхамедұлы Х., 2013. Аруақпен айтысу. Кітапта: Айтыстану. Ғылыми жинақ. Астана: «Жалғас-Print». 420 б.
Жолдасбеков М., 2002. Тастар сөйлейді. Астана: Фолиант. 194 б.
Крамер Сэмюэл Н., 1991. История начинается в Шумере. 2-е изд., измен. Пер. с англ. Ф.Л.Мендельсона. Москва: «Наука». Главная редакция восточной литературы. 235 с.
Курган М.Г., 2021. Дантовские образы ада в «Записках из мертвого дома» Ф.М. Достоевского // Имагология и компаративистика. №15. С. 31-52.
Қорғанбеков Б., 2010.Қожа Ахмет Ясауи хикметтері жəне қазақ фольклорындағы жоқтау жанры // ҚазҰУ хабаршысы. Филология сериясы. №6 (130). Б. 268-270.
Мощанская О.Л., 2018. Оппозиция «рай» – «ад» в художественном восприятии англосаксов и древних русичей // Религия и культура. С. 170-177.
Нұрдәулетова Б.И., Шохаев М.Т., Кенғанова А.Б., 2022. Жыраулар поэтикасындағы «шынайы адам» концептісі // Turkic Studies Journal. Астана: ЕҰУ баспасы. Б. 72-85.
Нұржан С., 2013. Қырық хикмет. Құрастырған: Нұржан С. Алматы: «Эффект» ЖШС. 88 б.
Уәлиханов Ш., 1985. Таңдамалы. Алматы: Жазушы. 560 б.
Элиот Т.С., 1996. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Перевод с английского. Киев: AirLand. 353 с.
Ясауи Қ., 2016. Диуани хикмет (Хикметтер жинағы). Қазақ тіліне аударғандар: Қ.Қари, Ғ.Қамбарбекова. Астана: «Ғылым» баспасы. 210 б.