Изображение рая и ада в «Дивани Хикмете» Ясави и «Божественной комедии» Данте


Просмотры: 123 / Загрузок PDF: 195

Авторы

  • Жанат Аймухамбет Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-146-162

Ключевые слова:

хикмет, тюркский, дух, загробный мир, бренный мир, суфийское познание, айтыс, рай, ад

Аннотация

Целью данной статьи является сравнительный анализ понятий рая и ада
в словесном айтысе казахов и в «Дивани Хикмет» Ходжи Ахмеда Ясави (где есть образцы
айтыса, характерные для тюркского словесного искусства), а также сравнение указанных
понятий с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Рассматривается духовно-философская
и художественная ценность хикметов Ясави, изучается образ понятий рая, ада в сознании
человечества. Вера в вечную жизнь духа породила модель «двух миров». Есть священные
писания, которые религиозно обосновали, что душа в загробном мире попадает в одну из двух
миров, в зависимости от его деяния в этом мире. Образы рая и ада стали основой не только
священных книг, но и художественных произведений.
Х.Ясави ставит в пример великие гуманистические идеалы в состязании рая и ада: то, что
нравственное бытие человека оценивается совестливостью. Кроме того, позиция потребления духовной ценности наиболее ярко выражена в тексте типа словесного состязания. В айтысе
казахского фольклора задача акына состоит в том, чтобы победить соперника выигрышным
и остроумным словом. Хикметы Х. Ясави как жанр тюркской поэзии гармонично сочетаются
с тюркским стихом в содержательном и формальном плане, принимают форму айтыса как
действенного способа передачи мысли.

Биография автора

Жанат Аймухамбет, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

доктор  филологических  наук,  профессор  кафедры казахской литературы

Литература

Алигьери Д., 2012. Құдыретті комедия. Орыс тілінен аударған К.Ахметов. Астана: Аударма. 792 б.

Артамонова Т.Г.,2019. Образы ада и рая в философских произведениях Марка Твена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Том 12. Выпуск 6. С. 75-79.

Әбдуов А., 2022. Қожа Ахмет Ясауидің дүниетанымы. Алматы: «Көкжиек-Горизонт». 204 б.

Бужор Е.С, Шевченко О.В., 2022. О мотивах ада, чистилища и рая в творчестве Ф.М.Достоевского. Гуманитарные науки.Вестник Финансового университета. 12(2). С. 75-83.

Досмұхамедұлы Х., 2013. Аруақпен айтысу. Кітапта: Айтыстану. Ғылыми жинақ. Астана: «Жалғас-Print». 420 б.

Жолдасбеков М., 2002. Тастар сөйлейді. Астана: Фолиант. 194 б.

Крамер Сэмюэл Н., 1991. История начинается в Шумере. 2-е изд., измен. Пер. с англ. Ф.Л.Мендельсона. Москва: «Наука». Главная редакция восточной литературы. 235 с.

Курган М.Г., 2021. Дантовские образы ада в «Записках из мертвого дома» Ф.М. Достоевского // Имагология и компаративистика. №15. С. 31-52.

Қорғанбеков Б., 2010.Қожа Ахмет Ясауи хикметтері жəне қазақ фольклорындағы жоқтау жанры // ҚазҰУ хабаршысы. Филология сериясы. №6 (130). Б. 268-270.

Мощанская О.Л., 2018. Оппозиция «рай» – «ад» в художественном восприятии англосаксов и древних русичей // Религия и культура. С. 170-177.

Нұрдәулетова Б.И., Шохаев М.Т., Кенғанова А.Б., 2022. Жыраулар поэтикасындағы «шынайы адам» концептісі // Turkic Studies Journal. Астана: ЕҰУ баспасы. Б. 72-85.

Нұржан С., 2013. Қырық хикмет. Құрастырған: Нұржан С. Алматы: «Эффект» ЖШС. 88 б.

Уәлиханов Ш., 1985. Таңдамалы. Алматы: Жазушы. 560 б.

Элиот Т.С., 1996. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Перевод с английского. Киев: AirLand. 353 с.

Ясауи Қ., 2016. Диуани хикмет (Хикметтер жинағы). Қазақ тіліне аударғандар: Қ.Қари, Ғ.Қамбарбекова. Астана: «Ғылым» баспасы. 210 б.

Загрузки

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Аймухамбет, Ж. . (2023). Изображение рая и ада в «Дивани Хикмете» Ясави и «Божественной комедии» Данте. Turkic Studies Journal, 5(4), 146–162. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-146-162

Выпуск

Раздел

Литература и Фольклор