Восточный стиль в творчестве казахских поэтов
Просмотры: 111 / Загрузок PDF: 267
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-167-184Ключевые слова:
поэт, суфизм, литература, традиция, символ, гарип, поэзия, период, восточный стиль.Аннотация
В статье рассматриваются религиозно-дидактические и суфийские мотивы в творчестве казахских поэтов, живших во второй половине XIX – начале XX вв. Известно, что многие из них в свое время обучались в мусульманских медресе в городах Средней Азии и России. В работе анализируются часто встречающиеся в поэзии шаиров слова гарип, мискин, кул, пахир, камине, бейшара, имеющие непосредственное отношение к суфийской литературе. Авторы анализируют различные аспекты суфийской литературы, аргументируя каждый из них соответствующими примерами. В поэзии шаиров, глубоко впитавшей традиции классической поэзии Востока, встречается множество общих тем, сюжетов, мотивов и художественных приемов.
В статье также особое внимание уделяется мотивам «абжад» и «алфавит», которые часто использовались авторами произведений. В связи с этим авторами затрагивается проблема возрождения казахскими поэтами жанра «нама», ярко проявившегося в литературе эпохи Золотой Орды.
В статье анализируется влияние средневековой литературной традиции на казахскую поэзию начала ХХ века. Произведения выдающихся представителей письменной литературы – Акан сери Корамсаулы, Машхур Жусуп Копейулы, Шакарима Кудайбердиулы, Макыша Калтайулы, Омара Шораякулы, Канлы Жусуп, Турмагамбета Изтилеуулы, Кете Жусупа, Карасакала Еримбета сравниваются с образцами стихов тюркско-кипчакских поэтов, таких, как Ясауи, Бакыргани, Рабгузи, Хорезми и Сараи. Представлены концептуальные размышления о художественных образах, использованных поэтами двух эпох. В статье также вводятся в научный оборот произведения поэтов, недостаточно изученные в казахском литературоведении.
Литература
Абай (Ибраһим) Құнанбайұлы. 2003. Шығармаларының екі томдық жинағы. 1-том. Алматы: Жазушы. 296 б.
Айтыс. 1965. Бірінші том. Құраст. Ш. Ахметов, Б. Ысқақов, М. Байділдаев. Алматы: Жазушы. 680 б.
Әбдірасылқызы А., 2007. Қ.А. Иасауидің ақындық әлемі. Алматы: «Кие» лингвоелтану орталығы. 264 б.
Әжинияз Зийуар, 1975. Таңдамалы шығармалар. Нөкіс: Қарақалпақстан. 252 б.
Әуезов М., 1984. 20-томдық шығармалар жинағы. Т. 15. / Мақалалар, зерттеулер. Алматы: Жазушы. 328 б.
Бертельс Е.Э., 1969. Персидская литература. Москва: Восток. 354 с.
Жармұхамедұлы М., 2001. Айтыс өлеңдерінің арғы тегі мен дамуы. Алматы: Мұраттас. 293 б.
Жұмажанов Қ., 2006. Қарақалпақ аймағындағы қазақ әдебиеті. Монография. Алматы: Арыс. 256 б.
Идирис Шах, 1994. Суфизм. Москва: Клышников, Комаров и К. Москва. 446 с.
Кенжебаев Б., 1993. ХХ ғ. Басындағы әдебиет /оқулық. Алматы: Білім. 248 б.
Келімбетов Н., 2000. Көркемдік дәстүр жалғастығы. (зерттеу). Астана: Елорда. 288 б.
Қабдолов З., 1976. Сөз өнері. Алматы: Мектеп. 373 б.
Мәтбек Н., 2008. Сүлеймен Бақырғанидың (Хакім ата) әдеби мұрасы. Оқу құралы. Алматы: Қазақ университеті. 146 б.
Мырзахметов М., 1994. Абай және Шығыс. Алматы: Қазақстан. 208 б.
Науаи А., 1977. Хамса. Тошкент: Бадий адабиет. 791 б.
Нұрдәулетова Б.И., Шохаев М.Т., Кенғанова А.Б., 2022. Жыраулар поэтикасындағы «шынайы адам» концептісі // Turkic Studies Journal, Т. 4., No 2. Б. 72-85.
Оңдасынов Н., 1974. Парсыша-қазақша түсіндірме сөздік. Алматы: Қазақстан. 384 б.
Сағындықұлы Б., 1997. Ғаламның ғажайып сырлары. Алматы: Ғылым. 296 б.
Тотынама. Хикаят. 1991. / Аудар. Ә.Қоңыратбаев, Т.Қоңыратбаев. Алматы: Жазушы. 328 б.
Шораяқтың Омары. 1995. Сөйле, тілім, жосылып. (Өлеңдер, дастандар, айтыстар). Алматы: Рауан. 301 б.