Реконструкция святилища позднего Средневековья в лесном массиве Бурабай


Просмотры: 139 / Загрузок PDF: 99

Авторы

  • Сергазы Сакенов Институт археологии имени А.Х. Маргулана
  • Бакыт Хасенова Филиал Института археологии имени А.Х. Маргулана
  • Абдинур Нускабай Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-1-60-77

Ключевые слова:

Северный Казахстан, Бурабай, эпоха Средневековья, ритуальная деятельность, святилище, культурный ландшафт, традиции и обычаи, кодификация

Аннотация

Изучение ритуальной деятельности прошлого, извлечение исторической информации из накопленного материала и ее анализ являются одним из направлений научного поиска в археологической науке. В статье приводятся результаты исследования святилища эпохи позднего Средневековья археологическим отрядом филиала Института археологии имени А.Х. Маргулана в 2021 году. Святилище находится на территории Бурабайского района Акмолинской области, в лесном массиве, на берегу высохшего в настоящее время родника. Расположение в данном природном комплексе позволяет отнести его к сакральным объектам, связанным с почитанием и поклонением природе. В процессе обследования культового сооружения как археологического объекта были обнаружены любопытные артефакты – небольшое глиняное изделие конической формы и железная тренога.
В данной работе авторы представили процесс кодирования и фиксации специфических этнических черт как инокультурного явления в окружении автохтонного населения и под влиянием буддизма. В статье изложены итоги изучения сакральных мест, обычаев и традиций, связанных с почитанием духов как хранителей природы и местности, показана структурная связь между элементами объекта, выявленная в ходе изучения конкретных ритуалов и мировоззренческих понятий жителей, оставивших изучаемый священный уголок.

Сведения об авторах

Сергазы Сакенов, Институт археологии имени А.Х. Маргулана

PhD, ведущий научный сотрудник

Бакыт Хасенова, Филиал Института археологии имени А.Х. Маргулана

PhD, ведущий научный сотрудник

Абдинур Нускабай, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

PhD докторант

Литература

Адоньева С.Б., 2000. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 181 с.

Айыжы Е.В., Базырчап А.-Х.О., 2014. Священные места цаатанов в сомоне Цагааннуур Хубсугульского аймака Монголии (по материалам полевых экспедиций) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий научный центр Российской академии наук. 1. С. 31-35.

Арсланова Ф.Х., Чариков А.А., 1974. Каменные изваяния Верхнего Прииртышья // Советская археология. М.: Институт археологии РАН. 3. С. 220-235.

Бабенков К.Н., 1996. Жертвенно-поминальный комплекс «Аксак». Возможные варианты реконструкции // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск: Изд-во «Рифей». С. 245-250.

Байпаков К.М., Воякин Д.А., Ерофеева И.В., Казизов Е.С., 2018. Аблайкит: второй год комплексных исследований // Мир Большого Алтая. Усть-Каменогорск. 3 (4). С. 634-665.

Бейсенов А.З., Кожаков Д.А., 2002. Средневековые памятники Центрального Казахстана // История и археология Семиречья. Вып. 2. Алматы. С. 150-164.

Боталов С.Г., 1996. Каменные изваяния и жертвенно-поминальные комплексы Урало-Ишимского междуречья // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск: Изд-во «Рифей». С. 210-244.

Гарустович Г.Н., Сунгатов Ф.А., 2018. К вопросу о хронологии культовых поминальных объектов Южного Урала (в системе «жертвенно-поминальный комплекс – каменное изваяние») // Уфимский археологический вестник. Уфа. 18. С. 95-107.

Гомбоев Б.Ц., 2020. Сакрализация пространства: контекст и актуальность интердис-циплинарных подходов (на примере культовых мест Бурятии и Монголии) // Mongolian Studies (Монголоведение). Т. 12. Улан-Удэ. 2. С. 288-301.

Гуркин С.В., 1987. Половецкие святилища с деревянными изваяниями на Нижнем Дону // Советская археология. М.: Институт археологии РАН 4. С. 100-139.

Григорьев Ф.П., Уалтаева А.С., Железняков Б.А. 2018. Тамгалытас и Кайши – памятники ламаистского культа в Жетысу // Мир Большого Алтая. Усть-Каменогорск. 3 (4). С. 398-408.

Гомбоев Б.Ц., 2006. Культовые места Баргузинской долины. Москва – Улан-Удэ. 288 с.

Дмитриев Е.А., Жусупов Д.С., 2018. Тюркские ограды могильника Танабай в контексте исследований раннесредневековых памятников Центрального Казахстана // Теория и практика археологических исследований. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета. С. 144-154.

Досымбаева А.М., 2002. Мерке – сакральная земля тюрков Жетысу. Тараз: Изд-во «Сeнiм». 108 с.

Досымбаева А., Нұсқабай А., 2012. Құмай түрктік археологиялық-этнографиялық кешені. Астана. 146 с.

Екеева Э.В., Белекова Э.А., 2018. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. 120 с.

Ермоленко Л.Н., 2004. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. 132 с.

Кожа М., 2016. Огузские поминальные храмы // Народы и религии Евразии. Барнаул. 9. С. 85-101.

Кубарев В.Д., 1979. Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. С. 135-161.

Петров Ф., 2002. Тюрко-монгольские культы поклонения степным духам на территории Южного Зауралья // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. Челябинск. 1. С. 85-95.

Сагалаев А.М., 1991. Урало-Алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск: Изд-во «Наука». 155 с.

Самашев З.С., Айткали А.К., Толегенов Е., 2022. К вопросу о сакрализации образа кагана // Поволжская археология. Казань: Изд-во Академии наук Республики Татарстан. 2 (40). С. 21-34.

Серегин Н.Н., Шелепова Е.В., 2015. Тюркские ритуальные комплексы Алтая (2-я половина I тыс. н.э.): систематизация, анализ, интерпретация. Барнаул: Изд-во «Азбука». 168 с.

Смакова А. Пятиминутный путеводитель по ұятам 2016 года. 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] – URL: https://esquire.kz/pyatiminutny-putevoditely-po-yatam-2016-goda (дата обращения: 06.05.2022).

Сураганова З.К., Хабдулина М.К., 2021. По следам потомков небесной матери: от мифа к семантике сакрального ландшафта // Stratum plus. Кишинев. 5. С. 99-110.

Хабдулина М.К., 2021. Сакральный код древнетюркского городища Бозок (Центральный Казахстан) // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая: Материалы XI международной научной конференции (Абакан, 8–11 сентября 2021 г.) / Отв. ред. А.В. Поляков, М.Т. Кашуба, А.Д. Цыбиктаров. Абакан. С. 230-236.

Хасенова Б.М., 2017. Средневековый Тургай: погребальные сооружения, жертвенно- погребальные комплексы, предметный мир // Культура населения Тургая и сопредельных территорий: человек и эпоха: Коллективная монография / Отв. ред. Г.А. Базарбаева,

Г.С. Джумабекова. Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана. С. 51-97.

Швецов М.Л., 1979. Половецкие святилища // Советская археология. М.: Институт археологии РАН. 1. С. 199-209.

Загрузки

Опубликован

2023-03-31

Как цитировать

Сакенов, С., Хасенова, Б., & Нускабай, А. (2023). Реконструкция святилища позднего Средневековья в лесном массиве Бурабай. Turkic Studies Journal, 5(1), 60–77. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-1-60-77

Выпуск

Раздел

История и Археология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)