Features of the ribbon-flag culture of Shamanistic-Buddhist regions of Eurasia
Views: 51 / PDF downloads: 52
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-2-74-92Keywords:
ribbon rituals, ritual flags, prayer flags, Sayano-Altai, Inner Asia, shamanism, BuddhismAbstract
The article analyzes the characteristics of the ribbon-flag culture, which emerged in the
regions where the Shamanistic cultures of the steppe and mountainous steppe of the Sayano-Altai area (the territory stretching from Lake Baikal in Southern Siberia to Western Mongolia) merged with
Buddhist-Tibetan traditions. The author proposes considering it as a part of the larger area of ribbon culture within shamanism in Eurasia.
To define the term ‘ribbon-flag culture’, the author provides several factors that characterize this culture. The author conducted direct research on the ribbon-flag culture in one of its regions, shamanistic-Buddhist Tuva, over the past two decades. The analysis of sources and our own materials
leads us to the conclusion that the overall trajectory of the development of the tradition of ribbon flag culture can be traced back to the animistic and pre-shamanistic beliefs and ritual practices of the nomadic people of the Sayano-Altai region in Inner Asia. This tradition was further strengthened by the shamanistic ritual practices that developed in the region, including among the Tibetan nomads.
Subsequently, it was enriched by cultural influences from India and China, such as Buddhism.
Reference
Barker D., 2003. Tibetan prayer flags: Send your blessings on the breeze. London: Connections Book
Publishing Ltd. 64 p.
Gazizova V., 2021. Sacred heights in the topography of flatlands. Ovaa kurgans in the Kalmyk
Buddhist landscape // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. № 52. DOI:
https://doi.org/10.4000/emscat.4960 DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4960
Martin E., 2016. Gift, Greeting or Gesture: The Khatak and The Negotiating of Its Meaning on The
Anglo-Tibetan Borderlands // Himalaya. № 35 (2). P. 56-72.
Modi J. J., 1918. Tubetan salutations and a few thoughts suggested by them // Anthropological
Papers. Part II; Papers read before the Anthropological Society of Bombay; The British India Press. P.
-123.
Rockhill W.W., 1894. Diary of a Journey Through Mongolia and Tibet in 1891 and 1892. Washington, DOI: https://doi.org/10.2307/196851
Smithsonian Institution. 413 p.
Абаева Л.Л., 1991. Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов
селенгинских бурят) / отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Наука. 144 с.
Алексеев Н.А., 1984. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального
сравнительного исследования). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 233 с.
Алтайский этнографический словарь, 2023. ред.колл. Н. В. Екеев (отв. ред.), Э. В. Енчинов
(науч. ред.), С. В. Абысова, Д. А. Аткунова, М. С. Дедина, С. Д. Дилекова, Т. В. Метреева, Э. Г.
Торушев, А. Э. Чумакаев; БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова». Горно-Алтайск. 370 с.
Антонов Н.К., 1971. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якутское
книжное изд-во. 175 с.
Бакаева Э.П., 1994. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста:
Калмыцкое книжное издательство. 128 с.
Бакаева Э.П., 2003. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар. 357 с.
Басилов В.Н., 1984. Избранники духов. М.: Политиздат. 208 с.
Басилов В.Н., 1992. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука. 328 с.
Берзин А., 1992. Тибетский буддизм: Его история и перспективы развития. М.: Традиционная
медицина. 31 с.
Бурнаков В.А., 2006. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов.
Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. 208 с.
Бутанаев В.Я., 2003. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во Хакасского
государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 260 с.
Галданова Г.Р., 1989. Элементы тюркских влияний в традиционных верованиях бурят //
Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века / редколлегия: И. А. Асеев и
др. Носибирск: Наука, Сибирское отделение. 185 с.
Данилова Н.К., Васильев В.Е., 2019. Религиозный ландшафт: «сиэл», «салама» и «дэлбиргэ»
в
ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений
народа саха // Общество: философия, история, культура. № 12 (68). С. 30-35. DOI: https://doi.
org/10.24158/fik.2019.12.4
Доржигушаева О.В., Киплюкс А.В., 2023. Экологизация традиции завязывания зурам, хадаков
и хий-морин на местах поклонения в Республике Бурятия // Новые исследования Тувы. № 4. С.
–343. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23 DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23
Екеева Э.В., Белекова Э.А., 2018. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении
алтайцев. Горно-Алтайск: БНУ РА «Научно-исследовательский Институт алтаистики им. С. С.
Суразакова». 120 с.
Жеребина Т., 2009. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. СПб.: Амфора; ТИД Амфора.
с.
Жуковская Н.Л., 1986. «Подарок — отдарок» и его место в системе социальных ценностей
монголов // Mongolica. Памяти академика Б. Я. Владимирцова / редколлегия: А. Н. Кононов и
др. М.: Главная редакция восточной литературы. 299 с.
Жуковская Н.Л., 2002. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М.: Восточная
литература. 246 с.
Ламажаа Ч.К., Санчай Ч.Х., Монгуш А.В., 2023. Ритуальные ленты и флаги в практике
современных тувинцев // Новые исследования Тувы. № 4. С. 344-370. DOI: https://doi.
org/10.25178/nit.2023.4.24
Ламажаа Ч. К., Шаймерденова М. Дж. Кадак – шарф подношения и освящения (из истории
традиции) // Новые исследования Тувы. 2024, № 2. С. 152-176. DOI: https://doi.org/10.25178/
nit.2024.2.10
Лиджиева А.М., 2019. Молитвенные флажки «ки мөрн» в современной городской жизни DOI: https://doi.org/10.22162/2541-9749-2019-8-2-76-82
калмыков // Magna Adsurgit: Historia Studiorum. № 2. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.22162/2541
-2019-8-2-76-82
Михайлов Т.М. 1980. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.).
Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 321 с.
Мосс М., 2011. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ.
с.
Мосс М., 2000. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия.
с.
Ойноткинова Н.Р., 2021. Мифологическая картина мира алтайцев: концепты, мотивы,
сюжеты. Новосибирск: ИПЦ НГУ. 622 с.
Рассадин В.И., 2005. Хозяйство, быт и культура тофаларов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.
с.
Рерих Ю.Н., 1961. Кочевые племена Тибета // Страны и народы Востока. География,
этнография, история. Вып. 2. М.: Изд-во вост. лит. С. 7-12.
Сураганова З.К., 2009. Обмен дарами в казахской традиционной культуре. Астана: КАМ
Медиапринт. 192 с.
Терлецкий Н.С., 2007. К вопросу о роли лоскутов ткани (латта-банд) на мазарах Центральной
Азии // Лавровский сборник: материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология,
история, археология, культурология. 2006-2007, Санкт-Петербург, 15-17 мая 2007 года. СПб.:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 294 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал, 1990. / А. М. Сагалаев,
И.В. Октябрьская; отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние. 208 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир,
/ Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова; отв. ред. И. Н. Гемуев.
Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 225 с.
Цендина А.Д., 2002. …и страна зовется Тибетом. М.: Восточная литература. 304 с.
Шараева Т.И., 2010. Современное бытование сакрального маркера өлгц у калмыков (по
материалам полевых исследований 2008-2010 гг.) // Проблемы этнической истории и культуры
тюрко-монгольских народов. № 2. С. 158-186.
Шерстова Л.И., 2010. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Томский гос. ун-т. 288 с.