Особенности ленточно-флажочной культуры шаманистко буддийских регионов Евразии
Просмотры: 51 / Загрузок PDF: 52
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-2-74-92Ключевые слова:
ритуальные флаги, молитвенные флаги, Саяно Алтай, Внутренняя Азия, шаманизм, буддизмАннотация
В статье анализируются особенности ленточно-флажочной культуры в
регионах, где шаманистская культура степных и горно-степных культур
Саяно-Алтайского региона (территория Южной Сибири от Байкала
до Западной Монголии) соединилась с буддийской – тибетской. Эта
культура считается в целом буддийской, тем не менее автор предлагает
рассматривать ее также как часть большого ареала ленточной культуры
шаманизма Евразии.
Автор дает определение вводимому термину «ленточно-флажочная
культура». Чтобы показать ее особенности, в статье анализируются
несколько факторов, основанные на обширном обзоре историографической
литературы, а также наблюдениях современного состояния данной
культуры. Непосредственные исследования автор проводил в последние
два десятилетия в одном из регионов ленточно-флажочной культуры – в
шаманистско-буддийской Туве.
Анализ источников и собственных материалов приводит к выводу о том,
что общая траектория развития традиций ленточно-флажочной культуры
восходит к анимистическим, дошаманистским верованиям и ритуальным
практикам кочевников Саяно-Алтая, Внутренней Азии в общем ареале
ленточной культуры. Эта традиция укрепилась ритуальной практикой
шаманизма, развившемся в этом регионе, в том числе и у кочевников
Тибета. Затем, обогатившись культурными традициями Индии и Китая
(буддизм, шелк, традиции одаривания, ритуальные практики) и приняв
форму тибетского буддизма, она вернулась и «усилила» свои же «корни»
в этом регионе.
Литература
Barker D., 2003. Tibetan prayer flags: Send your blessings on the breeze. London: Connections Book
Publishing Ltd. 64 p.
Gazizova V., 2021. Sacred heights in the topography of flatlands. Ovaa kurgans in the Kalmyk
Buddhist landscape // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. № 52. DOI:
https://doi.org/10.4000/emscat.4960 DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4960
Martin E., 2016. Gift, Greeting or Gesture: The Khatak and The Negotiating of Its Meaning on The
Anglo-Tibetan Borderlands // Himalaya. № 35 (2). P. 56-72.
Modi J. J., 1918. Tubetan salutations and a few thoughts suggested by them // Anthropological
Papers. Part II; Papers read before the Anthropological Society of Bombay; The British India Press. P.
-123.
Rockhill W.W., 1894. Diary of a Journey Through Mongolia and Tibet in 1891 and 1892. Washington, DOI: https://doi.org/10.2307/196851
Smithsonian Institution. 413 p.
Абаева Л.Л., 1991. Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов
селенгинских бурят) / отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Наука. 144 с.
Алексеев Н.А., 1984. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального
сравнительного исследования). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 233 с.
Алтайский этнографический словарь, 2023. ред.колл. Н. В. Екеев (отв. ред.), Э. В. Енчинов
(науч. ред.), С. В. Абысова, Д. А. Аткунова, М. С. Дедина, С. Д. Дилекова, Т. В. Метреева, Э. Г.
Торушев, А. Э. Чумакаев; БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова». Горно-Алтайск. 370 с.
Антонов Н.К., 1971. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якутское
книжное изд-во. 175 с.
Бакаева Э.П., 1994. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста:
Калмыцкое книжное издательство. 128 с.
Бакаева Э.П., 2003. Добуддийские верования калмыков. Элиста: Джангар. 357 с.
Басилов В.Н., 1984. Избранники духов. М.: Политиздат. 208 с.
Басилов В.Н., 1992. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука. 328 с.
Берзин А., 1992. Тибетский буддизм: Его история и перспективы развития. М.: Традиционная
медицина. 31 с.
Бурнаков В.А., 2006. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов.
Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. 208 с.
Бутанаев В.Я., 2003. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во Хакасского
государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 260 с.
Галданова Г.Р., 1989. Элементы тюркских влияний в традиционных верованиях бурят //
Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века / редколлегия: И. А. Асеев и
др. Носибирск: Наука, Сибирское отделение. 185 с.
Данилова Н.К., Васильев В.Е., 2019. Религиозный ландшафт: «сиэл», «салама» и «дэлбиргэ»
в
ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений
народа саха // Общество: философия, история, культура. № 12 (68). С. 30-35. DOI: https://doi.
org/10.24158/fik.2019.12.4
Доржигушаева О.В., Киплюкс А.В., 2023. Экологизация традиции завязывания зурам, хадаков
и хий-морин на местах поклонения в Республике Бурятия // Новые исследования Тувы. № 4. С.
–343. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23 DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23
Екеева Э.В., Белекова Э.А., 2018. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении
алтайцев. Горно-Алтайск: БНУ РА «Научно-исследовательский Институт алтаистики им. С. С.
Суразакова». 120 с.
Жеребина Т., 2009. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. СПб.: Амфора; ТИД Амфора.
с.
Жуковская Н.Л., 1986. «Подарок — отдарок» и его место в системе социальных ценностей
монголов // Mongolica. Памяти академика Б. Я. Владимирцова / редколлегия: А. Н. Кононов и
др. М.: Главная редакция восточной литературы. 299 с.
Жуковская Н.Л., 2002. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М.: Восточная
литература. 246 с.
Ламажаа Ч.К., Санчай Ч.Х., Монгуш А.В., 2023. Ритуальные ленты и флаги в практике
современных тувинцев // Новые исследования Тувы. № 4. С. 344-370. DOI: https://doi.
org/10.25178/nit.2023.4.24
Ламажаа Ч. К., Шаймерденова М. Дж. Кадак – шарф подношения и освящения (из истории
традиции) // Новые исследования Тувы. 2024, № 2. С. 152-176. DOI: https://doi.org/10.25178/
nit.2024.2.10
Лиджиева А.М., 2019. Молитвенные флажки «ки мөрн» в современной городской жизни DOI: https://doi.org/10.22162/2541-9749-2019-8-2-76-82
калмыков // Magna Adsurgit: Historia Studiorum. № 2. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.22162/2541
-2019-8-2-76-82
Михайлов Т.М. 1980. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.).
Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 321 с.
Мосс М., 2011. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ.
с.
Мосс М., 2000. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия.
с.
Ойноткинова Н.Р., 2021. Мифологическая картина мира алтайцев: концепты, мотивы,
сюжеты. Новосибирск: ИПЦ НГУ. 622 с.
Рассадин В.И., 2005. Хозяйство, быт и культура тофаларов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.
с.
Рерих Ю.Н., 1961. Кочевые племена Тибета // Страны и народы Востока. География,
этнография, история. Вып. 2. М.: Изд-во вост. лит. С. 7-12.
Сураганова З.К., 2009. Обмен дарами в казахской традиционной культуре. Астана: КАМ
Медиапринт. 192 с.
Терлецкий Н.С., 2007. К вопросу о роли лоскутов ткани (латта-банд) на мазарах Центральной
Азии // Лавровский сборник: материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология,
история, археология, культурология. 2006-2007, Санкт-Петербург, 15-17 мая 2007 года. СПб.:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 294 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал, 1990. / А. М. Сагалаев,
И.В. Октябрьская; отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние. 208 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир,
/ Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова; отв. ред. И. Н. Гемуев.
Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 225 с.
Цендина А.Д., 2002. …и страна зовется Тибетом. М.: Восточная литература. 304 с.
Шараева Т.И., 2010. Современное бытование сакрального маркера өлгц у калмыков (по
материалам полевых исследований 2008-2010 гг.) // Проблемы этнической истории и культуры
тюрко-монгольских народов. № 2. С. 158-186.
Шерстова Л.И., 2010. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Томский гос. ун-т. 288 с.