Reconstruction of the Late Medieval sanctuary in the Burabay forest
Views: 184 / PDF downloads: 135
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-1-60-77Keywords:
Northern Kazakhstan, Burabay, Middle Ages, ritual activity, sanctuary, cultural landscape, traditions and customs, codificationAbstract
The study of the ritual activities of the past, the analysis and historical information extraction from the accumulated material are one of the areas of scientific research in archaeological science. The article presents the results of the study of the Late Medieval sanctuary by the archaeological team of the branch of the Institute of Archeology named after A. Kh. Margulan in 2021. The sanctuary is located on the territory of the Burabay district of the Akmola region, in a forest, on the bank of the dried-up spring. Its location in this natural complex allows to attribute it to sacred objects associated with the veneration
and worship of nature. In the process of examining the religious building as an archaeological object, curious artifacts were discovered – a small clay product of a conical shape and an iron tripod.
In this paper, the authors presented the process of coding and fixing specific ethnic features as a foreign cultural phenomenon surrounded by the autochthonous population and under the influence of Buddhism.
The article presents the results of the study of sacred places, customs and traditions associated with the veneration of spirits as guardians of nature and locality, shows the structural relationship between the elements of the object, revealed during the study of specific rituals and worldview concepts of the inhabitants who left the studied sacred corner. The search for analogies is performed, the information about the degree of study of these archaeological sites is given, and a graphic reconstruction of the sanctuary was carried out. The monument belongs to the late Middle Ages and is a part of the cultural heritage of the country and people.
Reference
Адоньева С.Б., 2000. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 181 с.
Айыжы Е.В., Базырчап А.-Х.О., 2014. Священные места цаатанов в сомоне Цагааннуур Хубсугульского аймака Монголии (по материалам полевых экспедиций) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий научный центр Российской академии наук. 1. С. 31-35.
Арсланова Ф.Х., Чариков А.А., 1974. Каменные изваяния Верхнего Прииртышья // Советская археология. М.: Институт археологии РАН. 3. С. 220-235.
Бабенков К.Н., 1996. Жертвенно-поминальный комплекс «Аксак». Возможные варианты реконструкции // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск: Изд-во «Рифей». С. 245-250.
Байпаков К.М., Воякин Д.А., Ерофеева И.В., Казизов Е.С., 2018. Аблайкит: второй год комплексных исследований // Мир Большого Алтая. Усть-Каменогорск. 3 (4). С. 634-665.
Бейсенов А.З., Кожаков Д.А., 2002. Средневековые памятники Центрального Казахстана // История и археология Семиречья. Вып. 2. Алматы. С. 150-164.
Боталов С.Г., 1996. Каменные изваяния и жертвенно-поминальные комплексы Урало-Ишимского междуречья // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск: Изд-во «Рифей». С. 210-244.
Гарустович Г.Н., Сунгатов Ф.А., 2018. К вопросу о хронологии культовых поминальных объектов Южного Урала (в системе «жертвенно-поминальный комплекс – каменное изваяние») // Уфимский археологический вестник. Уфа. 18. С. 95-107.
Гомбоев Б.Ц., 2020. Сакрализация пространства: контекст и актуальность интердис-циплинарных подходов (на примере культовых мест Бурятии и Монголии) // Mongolian Studies (Монголоведение). Т. 12. Улан-Удэ. 2. С. 288-301.
Гуркин С.В., 1987. Половецкие святилища с деревянными изваяниями на Нижнем Дону // Советская археология. М.: Институт археологии РАН 4. С. 100-139.
Григорьев Ф.П., Уалтаева А.С., Железняков Б.А. 2018. Тамгалытас и Кайши – памятники ламаистского культа в Жетысу // Мир Большого Алтая. Усть-Каменогорск. 3 (4). С. 398-408.
Гомбоев Б.Ц., 2006. Культовые места Баргузинской долины. Москва – Улан-Удэ. 288 с.
Дмитриев Е.А., Жусупов Д.С., 2018. Тюркские ограды могильника Танабай в контексте исследований раннесредневековых памятников Центрального Казахстана // Теория и практика археологических исследований. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета. С. 144-154.
Досымбаева А.М., 2002. Мерке – сакральная земля тюрков Жетысу. Тараз: Изд-во «Сeнiм». 108 с.
Досымбаева А., Нұсқабай А., 2012. Құмай түрктік археологиялық-этнографиялық кешені. Астана. 146 с.
Екеева Э.В., Белекова Э.А., 2018. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. 120 с.
Ермоленко Л.Н., 2004. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. 132 с.
Кожа М., 2016. Огузские поминальные храмы // Народы и религии Евразии. Барнаул. 9. С. 85-101.
Кубарев В.Д., 1979. Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. С. 135-161.
Петров Ф., 2002. Тюрко-монгольские культы поклонения степным духам на территории Южного Зауралья // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. Челябинск. 1. С. 85-95.
Сагалаев А.М., 1991. Урало-Алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск: Изд-во «Наука». 155 с.
Самашев З.С., Айткали А.К., Толегенов Е., 2022. К вопросу о сакрализации образа кагана // Поволжская археология. Казань: Изд-во Академии наук Республики Татарстан. 2 (40). С. 21-34.
Серегин Н.Н., Шелепова Е.В., 2015. Тюркские ритуальные комплексы Алтая (2-я половина I тыс. н.э.): систематизация, анализ, интерпретация. Барнаул: Изд-во «Азбука». 168 с.
Смакова А. Пятиминутный путеводитель по ұятам 2016 года. 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] – URL: https://esquire.kz/pyatiminutny-putevoditely-po-yatam-2016-goda (дата обращения: 06.05.2022).
Сураганова З.К., Хабдулина М.К., 2021. По следам потомков небесной матери: от мифа к семантике сакрального ландшафта // Stratum plus. Кишинев. 5. С. 99-110.
Хабдулина М.К., 2021. Сакральный код древнетюркского городища Бозок (Центральный Казахстан) // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая: Материалы XI международной научной конференции (Абакан, 8–11 сентября 2021 г.) / Отв. ред. А.В. Поляков, М.Т. Кашуба, А.Д. Цыбиктаров. Абакан. С. 230-236.
Хасенова Б.М., 2017. Средневековый Тургай: погребальные сооружения, жертвенно- погребальные комплексы, предметный мир // Культура населения Тургая и сопредельных территорий: человек и эпоха: Коллективная монография / Отв. ред. Г.А. Базарбаева,
Г.С. Джумабекова. Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана. С. 51-97.
Швецов М.Л., 1979. Половецкие святилища // Советская археология. М.: Институт археологии РАН. 1. С. 199-209.