Союз Апай-Бори в контексте взаимоотношения Басмыл-Карлук (из опыта интерпретации легендарных источников)
Просмотры: 149 / Загрузок PDF: 143
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-32-43Ключевые слова:
устная традиция, историческое предание, басмыл, переселение карлуков, гунны, шорцы, сакрализацияАннотация
Историческое предание «О происхождении союза Апай-Бори», сохранившееся
в казахской устной традиции, подтверждает сведения о грандиозных миграциях тюркских
народов с востока на запад Центральной Азии в IX-XI веках. Во-первых, в контексте образа
джигита «в шубе из волчьей шкуры и на сивом коне» мы видим родовую общину Бори (в
китайских текстах- Фуле), одну из воинственных структур древнетюркских каганатов,
отступившую на запад после тяжелых войн на берегах Орхона.
Во-вторых, через образ Апай и ее сына, якобы родившегося от каракесековца, мы
проникаем уже и карлукскую проблему. Каракесеков, находящихся в составе казахов, а также
кыргызов мы связываем с карлуками.
В-третьих, в ходе продвижения на запад карлуки начали осваивать территории,
освобрдившиеся от гуннов, и в какой-то мере унаследовали их политические ценности, что в
последующем помогли им создать караханидскую империю.
В-четвертых, можно предположить, что тот факт, что среди каракесов имеются родовые
группы сибирских шорцев гипотетически определяется через анализ имени родночальника
каракесеков Болат кожа. И в самом деле Болат и Карлук (Каралук) – это синонимы однозначно,
поскольку оба эти названия этимологически восходят к названию стали, из которой готовились
самые качественные режущие виды оружия. У сибирских шорцев сакральное отношение к
кузнечеству сохранилось до сегодняшних дней.
В-пятых, рассказ о союзе Апай-Бори в казахском шежире является прекрасным источником,
который позволяет исследователям более основательно изучать проблемы связанные с миграцией
басмыло-карлукских племен. Всё, вышеизложенное раскрывается нами в данной статье.