Поэтология Абая: функции художественной детали в парадигме образности


Просмотры: 104 / Загрузок PDF: 116

Авторы

  • Жанат Аймухамбет Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
  • Маржан Миразова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-7-18

Ключевые слова:

поэтология, художественное сознание, художественное творчество, художественная деталь, подсознание, замысл, рецепция

Аннотация

Статья посвящена поэтическому творчеству Абая, в теоретическом аспекте
раскрывается понятие «поэтология» и дефиниции, связанные с ним. На основе различных точек
зрений ученых-литературоведов выявляется связь термина «поэтология» с художественно-
образной системой произведения. Анализ различных концепций позволил сделать вывод
о том, что поэтология представляет собой учение, основанное на познании природы
художественного сознания и художественного творчества. В контексте вышеизложенного
исследуется поэтологическое пространство творчества Абая с точки зрения образных функций
художественных деталей. В процессе анализа поэтических текстов Абая выявляется роль
сознания художника как источника творчества, ракрываются функции подсознания автора, а
также вопросы эстетического восприятия и ассоциативного мышления художника. На материале
текстов стихотворений, основанных на философских размышлениях выдающегося поэта о
жизни и действительности, раскрываются конкретные, психологические и символические
виды художественных деталей, изучается их смысл.
В поэтическом творчестве Абая также нашли отражение и философские размышления о
скоротечности жизни и ценности вечности. Важным в статье является анализ собственного,
индивидуального поэтического пространства Абая через образы «смутного времени»,
«голубого тумана», «грядущего времени»; «цветастой бабочки», умирающей летом и осенью; «восходящей бабочки», «восходящего солнца», «крадущегося каждого дня», «неизменного
единого Тенгри»; «я», прославляющего разум и дух; «мое», воплощающего образ жизни,
характер. Авторы статьи доказывают, что эти характерные образы в творчестве поэта создаются
посредством различных характерных зрительных деталей.

Сведения об авторах

Жанат Аймухамбет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

доктор филологических наук, профессор кафедры
казахской литературы

Маржан Миразова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

докторант

Загрузки

Опубликован

2021-11-26

Как цитировать

Аймухамбет, Ж., & Миразова, М. (2021). Поэтология Абая: функции художественной детали в парадигме образности. Turkic Studies Journal, 3(2), 7–18. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-7-18

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ