Поэтология Абая: функции художественной детали в парадигме образности
Просмотры: 104 / Загрузок PDF: 116
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-7-18Ключевые слова:
поэтология, художественное сознание, художественное творчество, художественная деталь, подсознание, замысл, рецепцияАннотация
Статья посвящена поэтическому творчеству Абая, в теоретическом аспекте
раскрывается понятие «поэтология» и дефиниции, связанные с ним. На основе различных точек
зрений ученых-литературоведов выявляется связь термина «поэтология» с художественно-
образной системой произведения. Анализ различных концепций позволил сделать вывод
о том, что поэтология представляет собой учение, основанное на познании природы
художественного сознания и художественного творчества. В контексте вышеизложенного
исследуется поэтологическое пространство творчества Абая с точки зрения образных функций
художественных деталей. В процессе анализа поэтических текстов Абая выявляется роль
сознания художника как источника творчества, ракрываются функции подсознания автора, а
также вопросы эстетического восприятия и ассоциативного мышления художника. На материале
текстов стихотворений, основанных на философских размышлениях выдающегося поэта о
жизни и действительности, раскрываются конкретные, психологические и символические
виды художественных деталей, изучается их смысл.
В поэтическом творчестве Абая также нашли отражение и философские размышления о
скоротечности жизни и ценности вечности. Важным в статье является анализ собственного,
индивидуального поэтического пространства Абая через образы «смутного времени»,
«голубого тумана», «грядущего времени»; «цветастой бабочки», умирающей летом и осенью; «восходящей бабочки», «восходящего солнца», «крадущегося каждого дня», «неизменного
единого Тенгри»; «я», прославляющего разум и дух; «мое», воплощающего образ жизни,
характер. Авторы статьи доказывают, что эти характерные образы в творчестве поэта создаются
посредством различных характерных зрительных деталей.