Социальные установки абаеведения на ранних его этапах
Просмотры: 87 / Загрузок PDF: 48
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-1-68-80Ключевые слова:
Абай, первые издания и публикации, советская власть, дискуссии, талантливый народный поэт, оценка, влияние революционных идейАннотация
В статье отмечается, что становление абаеведения начинается в начале XX
века. В 1909 г. в Санкт-Петербурге издан первый сборник поэта, и в последующие годы лидеры
движения Алаш – А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов публикуют свои заметки о
творчестве Абая. Активное исследование творчества Абая происходит в 20-е годы, после
установления советской власти, когда в 1922 г. публикуются стихи Абая в Казани и в Ташкенте. В эти же годы издается журнал «Абай», другие периодические издания (журнал «Қызыл
Қазақстан», газеты «Еңбекші қазақ», «Ақжол»), в которых печатаются статьи Ж. Аймаутова,
А. Сагди, С. Муканова, К. Кеменгерова, С. Садвокасова, Ы. Мустамбаева, посвященных
творчеству Абая, становлению казахской советской литературы. В прессе разгорается полемика.
С одной стороны, Абая признают как талантливого поэта, лирика, философа, в творчестве
которого отразилась жизнь и философия казахского народа, отмечается, что с творчества Абая
начинается развитие казахской литературы и языка.
С другой стороны, под влиянием революционных классовых идей, идей пролеткульта Абай
воспринимается как поэт прошлой эпохи, эпохи баев, классовой дискриминации, критикуются
религиозные мотивы в лирике Абая, получившие развитие в последние годы жизни поэта.
Статья посвящена анализу этих дискуссионных полемик в становлении раннего
абаеведения в начале XX века.