Значение творчества Чингиза Айтматова в развитии якутской культуры
Просмотры: 26 / Загрузок PDF: 13
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-1-130-145Ключевые слова:
Айтматов, Якутия, культура, национальная литература, фольклорно мифологические сюжеты, интерна ционализм, перевод, Саха театр, Потапов, Борисов, феномен, связьАннотация
Статья посвящена сборнику произведений Ч. Айтматова, переведенному на якутский язык (1966), и спектаклям по его повестям «Материнское поле» и «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленным на сцене Якутского драматического театра имени П.А. Ойунского режиссерами Федотом Потаповым и Андреем Борисовым (1965, 1982). Цель работы – выявление значения творчества Чингиза Айтматова на развитие якутской культуры.
Методология исследования основывается на комплексном подходе, предполагающем использование различных научных методов:
историко-типологического, культурно-исторического, конкретно аналитического, сравнительно-сопоставительного и др.
Особенность произведений Чингиза Айтматова проявляется в том, что его творчество глубоко национально и в то же время интернационально. Через изображение актуальных проблем жизни родного кыргызского народа он выходил к глобальным, общечеловеческим ценностям и его произведения для всех людей мира, независимо от национальности, идеологий и религий, являются неисчерпаемым живительным источником вдохновения для творческих личностей. Автор утверждает, что обращение к фольклорно-мифологическим сюжетам, мотивам, утверждение
национальной идеи, отражение непреходящих общечеловеческих ценностей, освещение “вечных” проблем делают творчество кыргызского писателя неподвластным времени, позволяя ему занимать достойное место в мировой литературе.
На основе анализа определено, что творчество и деятельность писателя имели большое значение в укреплении единства межнациональных отношений кыргызов и народа саха. Творчество и личность Ч. Айтматова оказали значительное влияние на
творчество писателей Сибири и Якутии, подняли на новую ступень развитие переводческой деятельности. С именем кыргызского писателя тесно связано развитие Саха театра. Феномен Айтматова как особого, неординарного явления заключается в том, что его произведения, поставленные на сцене национального театра, стали не только вершинными постановками и крупными творческими достижениями якутских режиссеров Федота Потапова и Андрея Борисова, но и значительными вехами,
отправными точками развития театрального искусства республики. Уникальность наследия писателя также заключается в том, что через его произведения якутский народ транслировал в культурное пространство России и мира свои традиции и национальную культуру. Произведения Чингиза Айтматова явились не только
большим событием в мире художественной литературы, но и стали объединяющим мостом, позволяющим людям из разных культур находить общий язык через искусство.
Его пример показывает, как литература может преодолевать культурные и языковые барьеры: он говорит о человеческих чувствах и переживаниях, которые понятны всем, независимо от национальности.
Литература
Ала-хайа сарыала (Расцвет над Ала-Тау), 1967. Якутск: Книжное изд-во. 376 с.
Айтматов Ч.Т., 2024. Аҕа туура тэппит туйаҕа (Солдатенок). Күрүлгэн. №4. С. 64-69.
Айтматов Ч.Т., 2016. Илгэлээх ардах (Белый дождь). Якутск: Бичик. 656 с.
Айтматов Ч.Т., 2014. Буурҕалаах тохтобул (Буранный полустанок). Чолбон. №1. С.
-62; №2. 25-46.
Айтматов Ч.Т., 2018. Кыһыл былааттаах тирэхчээним (Тополек мой в красной
косынке). Якутск: Бичик, 141 с.
Айтматов Ч.Т., 2015-2016. Муора кытылынан суурэр Эриэн ыт (Пегий пес, бегущий
краем моря). Чолбон. №12. С. 48-57; №1. С. 37-50; №2. С. 37-55.
Айтматов Ч.Т., 2012. Чыҥыс Хаан үрүҥ былыта (Белое облако Чингисхана). Күрүлгэн
(Водопад). №2. С. 56-102.
Борисова А.А., Максимов Н.И., 2010. Утверждение жизни и духовное вознесение
человека (1961-1982) // Антология Саха театра. Кн. 1. Якутск: Бичик. С.141-180.
Гуринов А.-Арчылан, 2012. После чтения. Күрүлгэн. № 2. С. 103-106.
Дмитриев И.-Сиэн Чолбодук, 2000. Занавес открывается... Москва: Айыына. 199 с.
Зулумян Б.С., 1995. У истоков армянской культуры. Типологические черты //
История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Москва: Наследие.
С. 124-134.
Кедрина З.С., 1976. Социалистический реализм и тюркоязычные литературы
Средней Азии и Казахстана в общесоюзном литературном процессе // Тезисы докладов
и сообщений Всесоюзной тюркологической конференции “Тюркоязычные литературы – история и современный литературный процесс”. Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.
Алма-Ата: Наука. 130 с.
Киндикова Н. М., 2019. Актуальные вопросы современной алтайской литературы.
Горно-Алтайск. 216 с.
Күн кууһар хайатыттан (Солнечная гора), 2017. Якутск: Бичик. 415 с.
Наумов Д., 2016. Заветное слово великого поэта // Айтматов Ч.Т. Белый дождь.
Якутск: Бичик. С. 3-6.
Ойунская С.П., Бурцев Д.Т., Мыреева А.Н., Васильева Д.Е., 2005. Современная проза
// Литература Якутии ХХ века: Историко-литературные очерки. Якутск: Ин-т гуман.
исслед. С. 376-424.
Окорокова В.Б., 2018. Дмитрий Наумов – летописец якутской жизни. Якутск:
Издательский дом СВФУ. 238 с.
Садыков А., 1976. Роль Чингиза Айтматова в сближении литератур // Тезисы докладов
и сообщений Всесоюзной тюркологической конференции “Тюркоязычные литературы – история и современный литературный процесс”. Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.
Алма-Ата: Наука. 130 с.
Сайфулина Ф.С., Арзамазов А.А., 2023. Тюркские и нетюркские этнохудожественные
перекрестки Урала, Западной Сибири и Крайнего Севера: опыт моделирования новых
межлитературных общностей. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа». 216
с.
Семенова В.Г., 2022. Научная биография А.И. Софронова-Алампа: роль личности в
истории народа. Якутск: Издательский дом СВФУ. 316 с.
Сивцев С.Н.-Доллу, 2000. Вспоминая прошлое… Якутск: Сахаполиграфиздат. 208 с.
Суорун Омоллон, 1975. Якутскому драматическому театру имени П.А. Ойунского 50
лет // Якутский театр. Якутск: кн. изд-во. С. 5-39.
Чусовская В.А., 2006. Путь к театру олонхо: Творчество режиссера Андрея Борисова.
Якутск: Бичик. 192 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Turkic Studies Journal

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.