Теоретико-методологические основ Теоретико-методологические основы создания исторической выставки в музеях Казахстана


Просмотры: 30 / Загрузок PDF: 19

Авторы

  • Акмарал Ибраева Национальный музей Республики Казахстан
  • Айбек Сыдыков Национальный музей Республики Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-3-122-138

Ключевые слова:

музей, концепция, национальная выставка, цивилизация, историко культурное наследие, экспонат, экспозиция

Аннотация

В статье рассматриваются важные вопросы музейного дела, одно из основных направлений реализации культурной политики Казахстана. Известно, что изучение и
популяризация историко-культурных ценностей осуществляется в музее посредством экспозиций и выставок. Одна из главных задач современных музеев обоснована тем, что реальная культура в эпоху цифровых коммуникаций является важным ресурсом конкурентоспособности и узнаваемости страны как успешного участника глобальных коммуникаций. Как культурное
учреждение, осуществляющее стратегическую политику государства, музеи Казахстана
демонстрируют миру историко-культурные ценности страны, в частности, и тюркской культуры в целом. В статье рассматривается вопрос создания концептуальных основ исторической выставки, охватывающей периоды с древнейших времен до Казахского ханства с использованием уникальных экспонатов, отобранных из фонда Национального музея и музейных фондов
Казахстана.
Методология создания национальной выставки мирового уровня исходит из цивилизационных принципов. Авторами статьи сделана попытка демонстрации выставки через музейные средства, целостного изображения историко-культурного наследия казахского народа, доставляющего культурный код степной цивилизации посредством научного проектирования музейных презентаций и экспонатов историко-культурного наследия древнего и средневекового Казахстана в цивилизационном контексте.
Авторы рассматривают музеи как культурные, образовательные, научные учреждения, выполняющие функции популяризации, сохранения национальных ценностей в результате предоставления вариантов научно-обоснованной концепции национальной выставки путем изучения теоретико-методологических вопросов, методов создания выставки.

Сведения об авторах

Акмарал Ибраева, Национальный музей Республики Казахстан

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора

Айбек Сыдыков, Национальный музей Республики Казахстан

PhD, и.о. директора

Литература

Акжасарова А., 2023. Проблемы сохранности органических археологических материалов в Национальном музее Республики Казахстан // Археология Евразийских степей. № 6. С. 327-332. DOI: https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.6.327.333 DOI: https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.6.327.333

Алтынбеков К., 2018. Уржарская жрица: история возрождения уникальной находки. Алматы: Остров Крым. 94 с.

Амирова М., Жолдасбеков М., 2024. Түркі халықтарындағы керамикалық ыдыстардың зерттелу тарихы // Turkic Studies Journal. № 2. Б. 8-22. DOI: https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-2-8-22

Әбжанов Х.М., 2023. Тарту. Шығармалар жинағы. 4-кітап. Алматы: «Алгоритм» баспасы. 480 б.

Ибраева А., 2013. Музейтану: тарих мамандықтарына арналған оқулық. Астана: Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ. 251 б.

Ілиясова Р., 2001. Қазына. Алматы: Зерде. 312 б.

Кауман М.Е., 2010. Музейные экспозиции и выставки // Музейное дело России. М.: ВК. С. 307-364.

Михайловская А.И., 1951. Организация и техника музейной экспозиции. М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы. 213 с.

Музееведение, 1988. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. Левыкина К.Г., Хербста В.М. 286 с.

Музееведение, 1988. Музеи исторического профиля. М.: Высшая школа. 430 c.

Розенблюм Е., 1997. Время и пространство в музейной экспозиции // Музееведение: На пути к музею XXI века: Музейная экспозиция: сб. науч. тр. М.: РИК. С. 177–195.

Самашев З., Чжан Со Хо, Боковенко Н., Мургабаев С., 2011. Наскальное искусство Казахстана (Rock Art of Kazakhstan). Сеул–Астана: Фонд истории Северо-Восточной Азии; Астанинский филиал Института археологии им. А. Х. Маргулана. 380 с.

Словарь актуальных музейных терминов, 2009. Музей. № 5. С. 20-22.

Сотникова С.И., 2004. Музеология: пособие для вузов. М.: Дрофа. 192 с.

Тельчаров А.Д., 2021 Музееведение. М.: Научный мир. 184 с.

Херреман Я., 2004. Показы, экспозиции и выставки. Управление музеем: практическое руководство. Париж: ИКОМ. 230 с.

Шляхтина Л.М., 2022. Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие. 8-е изд. стер. Санкт-Петербург: Лань. 248 с.

Шулепова Э.А., 2015. Основы музееведения: учебное пособие / Отв. Ред. Э.А. Шулепова. Изд. 4-е, стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 432 с.

Юренева Т.Ю., 2003. Музееведение: учеб. для высшей школы. М.: Академический Проект. 560 с.

Вurcaw G.E., 1997. Introduction to Museum Work, Walnut Creek. London: Altamira Press. 3rd ed.

Davallon J. (dir.), 1986. Claquemurer pour ainsi dire tout l’univers: La mise en exposition. Paris: Centre Georges Pompidou.

Splendeurs des Oasis d,Ouzbekistan, 2022. Surles routes caravanieres d,Asie centrale. Musee du Louvre. Paris. 351 р.

Загрузки

Опубликован

2024-09-13

Как цитировать

Ибраева A., & Сыдыков A. (2024). Теоретико-методологические основ Теоретико-методологические основы создания исторической выставки в музеях Казахстана. Turkic Studies Journal, 6(3), 122–138. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-3-122-138

Выпуск

Раздел

Культура и искусство казахов