Некоторые особенности ремесел Караханидского периода


Просмотры: 28 / Загрузок PDF: 36

Авторы

  • Шарифа Тошoва Национальный центр археологии Академии наук Республики Узбекистан

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-1-79-93

Ключевые слова:

Караханиды, тюрки, Восточный Туркестан, Мавераннахр, искусство, ремесла, ремесленник, гончар, керамика, металлы, ювелирные изделия, “тюркский мотив”

Аннотация

С установлением в Мавераннахре власти Караханидов (942-1212 гг.) обширные территории от Восточного Туркестана до Хорезма были политически объединены. Такие
факторы, как политическая цельность, экономическая стабильность, интенсивная торговля между населением городов и степи обеспечили благоприятную среду для развития местных ремесел.
В данной статье анализируются взаимовлияние и общие черты, наблюдаемые в Мавераннахре
при Караханидах в ремесленничестве оседлого населения и кочевников. В частности, показывается, каким образом кочевые народы в новой культурной среде сохранили традиции тюрко-степной культуры, так называемые «тюркские мотивы». Хотя на обширной территории
Караханидского государства от Джетысу до Аму-Дарьи сохранились локальные культурные особенности, бросается в глаза формирование универсальных культурных форм. Инновации и процессы трансформации, присущие искусству ремесла эпохи Караханидов, демонстрируются в настоящей статье большей частью на примере изделий из металла и керамики, а также
ювелирных украшений. В рассматриваемый период в городах Центральной Азии наряду с
высококачественной керамикой получила распространение неглазурованная керамика
архаического типа, напоминающая сосуды бронзового века. Они представляют собой ручные (лепные) сосуды, крашенные серым или красным ангобом. Имеются также металлические сосуды и женские украшения, декорированные зооморфными изображениями. Вопреки распространенному мнению, упомянутые выше изделия не свидетельствуют о падении качества работы ремесленников региона в целом, а существовали параллельно с продукцией традиционного типа и качества.

Биография автора

Шарифа Тошoва, Национальный центр археологии Академии наук Республики Узбекистан

PhD

Литература

Анарбоев А., 2019. Ахсикент – очиқ осмон остидаги музей. // Водийнома. №3 (14). Б. 45-49.

Буряков Ю.Ф., Садиев М., Федоров М.Н., 1975. Соборная мечеть Самарканда в XI – начале XIII вв.,

Афрасиаб. Вып. 4. Ташкент. C. 77-99.

Буряков Ю.Ф., Ташходжаев Ш. С., 1975. Историческая топография Самарканда XI – начале XIII вв., Афрасиаб. Вып. 4. Ташкент: Фан. 143 с.

Гюл Э. Искусство эпохи Караханидов. https://www.academia.edu/15094270.

Заднепровский Н.А., 1968. Средневековая расписная керамика // Краткие сообшения Института истории материальной культуры, 120. С. 39-41.

Илясов Дж., Xакимов А., 2012. Узбекистан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IХ–ХВ вв. Том III. Торевтика. Самарканд-Ташкент: МИЦАИ. С. 216-265.

Илясова С.Р., Илясов Дж. Я., Имамбердиев Р.А., Исхакова Е.А., 2016. “Нет блага в богатстве...”

Глазурованная керамика Ташкентского оазиса IХ-ХII веков. Москва: Фонд Марджани. 595 с.

Иманкулов Д.Д., Конкобаев К., 2014. Архитектура Туркестана эпохи Караханидов: историко теоретическое исследование. Анкара: Союз инженеров и археологов тюркского мира. 347 с.

Камышев А., 2012. Киргизистан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX-XV вв. Том III. Торевтика. Самарканд-Ташкент: МИЦАИ. C. 97-122.

Караев О.К., 1983. История Караханидского каганата (Х-начало ХII вв.). Фрунзе: Илим. 300 c.

Кошғарий Маҳмуд, 1963. Девони луғотит турк. II том. Таржимон ва нашрга тайёрловчи С.М.

Муталибов. Тошкен: Фан. 427 с.

Маршак Б.И., 1972. Согдийское серебро. Очерки по истории восточной торевтики. Москва: Наука. 191 c.

Мирзаахмедов Д. К., 2013. К социально-экономическим факторам развития глазурованной

керамики Мавераннахра IХ-начала ХIII в // Согдийцы, их предшественники, современники и

наследники: на основе материалов конференции “Согдийцы дома и на чужбине”. СПб.: ГЭ. , 2013. С. 353–375 (Тр. ГЭ; Т. 62).

Омонов Ш., 2019. “Сохта Триполье” сополлари тарихига доир // Ўтмишга назар. №25. Тошекент. Б. 25-29. DOI: https://doi.org/10.26739/2181-9599-2019-25-04

Сверчков Л.М., 1991. Поселение Мык – источник по средневековой истории Уструшани //

Автореф. дисс. канд. ист. наук. Самарканд. 25 с.

Ташходжаев Ш. С., 1967. Художественная поливная керамика Самарканда IX– нач.XIII вв.

Ташкент: Фан. 153 с.

Тереножкин А.И., 1951. Раскопки на городише Афрасиаб. // Краткие сообщения Института

истории материальной культуры, ХХХVI. Moсква-Ленинград: Наука. С. 136-140.

Хакимов А., 2019. Искусство и ремесла тюркских народов Центральной Азии в контексте

исторического взаимодействия оседло-земельческих и номадических // Центральная Азия

средневековья и нового времени. Отв. Ред. Д. Алимова, Ф. Шварц. Ташкент-Вена: Академнашр.

С. 326-332.

Ҳудуд ул-олам (Мовароуннаҳр тавсифи), 2008. Форс тилидан таржима, сўзбоши ва изоҳлар

муаллифи Омонулло Бўриев. Тошкент: O’zbekiston, 64 б.

Шишкина Г.В., 1975. Бухарские ворота средневекового Самарканда. Афрасиаб. Вып. 4.

Ташкент. C. 23-41.

Юсуф Хос Ҳожиб., 1971. Қутадғу билиг (Саодатга элтувчи билим). Тошкент: Фан. 964 б.

Anarbaev A., 2023. Akhsikent arxeological park. Taшkent: Fan. 374 p.

Hakimov A., 2006. The Art and Crafts of the Central Asian Turkic-Speaking Peoples // The Turkic

Speaking Peoples. Munich.

Ivanov A., 2020. Toreutics Of Mavarannahr. // The Collection of the State Hermitage (Saint

Petersburg, Russia) Part two Art of Mavarannahr in the 8tm – 15tm Centuries. Taшkent: Silk Road

Media, East Star Media. P. 152-154.

Omelchenko A., 2020. Culture of Mavarannahr in the 9tm – 10tm Centuries. // The Collection

of the State Hermitaje (Saint Petersburg, Russia) Part two Art of Mavarannahr in the 8tm – 15tm

Centuries. Taшkent: Silk Road Media, East Star Media. P. 92-97.

Torgoev A., 2020. Adornments // The Collection of the State Hermitaje (Saint Petersburg, Russia)

Part two Art of Mavarannahr in the 8tm – 15tm Centuries. Taшkent: Silk Road Media, East Star Media.

P. 171-173.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Тошoва S. (2024). Некоторые особенности ремесел Караханидского периода. Turkic Studies Journal, 6(1), 79–93. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-1-79-93

Выпуск

Раздел

История и Археология