Древнетюркские мотивы в поэзии Бахытжана Канапьянова: семиотический аспект
Просмотры: 26 / Загрузок PDF: 22
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2024-1-169-180Ключевые слова:
древнетюркские символы, Бахытжан Канапьянов, окказиональные символы, транскультурные словесные образы, семиотика, тюркский эль, сакиАннотация
Древнетюркская культура, мифология, языческие и религиозные воззрения
всегда оказывали значительное влияние на казахскую литературу ХХ – начала ХХI веков, что было обусловлено желанием писателей сохранить духовные исторические корни. В поэзии казахского русскоязычного поэта Бахытжана
Канапьянова древнетюркские мотивы выражаются на разных семиотических уровнях художественно-эстетической системы, прежде всего в тематике произведений, в сюжетах, в системе персонажей, в поэтике. В его художественной картине мира отражены мифологемы, фольклорные и языческие образы древних тюрков, выполняющие эстетические функции в соответствии с замыслом автора. Они лежат в основе создания художественно-изобразительных средств: транскультурных метафор, эпитетов, сравнений, которые выступают как своеобразные поэтические знаки. Поэт использует древнетюркские символы в
первоначальном архаическом смысле либо преобразует их (например, Мировое дерево Ак Терек). Кроме этого, он создает в древнетюркском контексте собственные окказиональные символы (белый платок; тропа). Поэтика Канапьянова насыщена архаичной номадической семиотикой: символами, обычаями, традициями, ритуалами (тамга, ритуал захоронения воина и т.п.). В систему образов автор вводит сакральные языческие, мифологические персонажи: Тенгри, шыракшы, Темир-баба, Шакпак-ата. В воплощении древнетюркских мотивов и образов
значительное место занимают исторические факты, события: тюркский эль, древнетюркские племена (саки, печенеги, куманы, половцы), взаимоотношения
Великой степи с восточнославянскими племенами. Археологические раскопки,
открывшие захоронения воинов-тюрков, способствовали созданию автором прекрасных образов женщин-кочевниц.
Литература
Бадиков В.В., 2002. Линия судьбы: Творчество Бахытжана Канапьянова в историко литературном контексте эпохи. Алматы: Жибек Жолы. 136 с.
Бактыбаева А.Т., 2021. Авторская повествовательная стратегия с элементами комизма в
структуре концептуальной картины мира прозы Б. Канапьянова // Гуманитарный вектор. 16 (4).
С. 69-77.
Бисенбаев А.К., 2007. Мифы древних тюрков. Алматы. 136 с.
Бубенок О.Б., 2014. Новации и традиции в погребально-поминальной обрядности древних тюрков Центральной Азии // Народы и религии Евразии, 7. С.77-89.
Гарипова Р., 2020. Аккульская мечеть в постcоветском Казахстане: музейный артефакт или священное место? // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.
Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, 2(131). С.36–48. https://
doi.org/10.32523/2616-7255-2020-131-2-36-48
Каиржанов А.К., Туксаитова Р.О., Кукенова Г.А., 2023. Мировоззренческие парадигмы культуры древних тюрков и восточных славян // Язык и литература: теория и практика. №4. С.15-35. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-4-15-35 DOI: https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-4-15-35
Канапьянов Б., 2011a. Избранное. В 2 т. Т. 1. Алматы: Издательский дом “Жибек жолы”. 480 с.
Канапьянов Б., 2011б. Избранное. В 2 т. Т. 2. Алматы: Издательский дом “Жибек жолы”. 536 с.
Карабатырова А.К., 2015. О духовно-нравственном воспитании в современном обществе, семье и школе (традиции Абая в творчестве Бахытжана Канапьянова) // Педагогическая наука
и практика, 3(9). С. 56-59.
Когай Э.Р., 2020. Священная ось мира: к пониманию концепта «дерево (терек)» // Литература
Центральной Азии: Архетипы. Мифологемы. Концепты. Алматы: Қазақ университеті. С.199-211.
Қосанов С., Кәкенова Ә., Әділханова Ж., 2023. Жазба ақындар шығармашылығындағы шығыс
стилі //TurkicStudiesJournal, 5(2). С.167-184. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-167-184 DOI: https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-167-184
Лотман Ю.М., 1999. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва: Языки русской культуры. 464 c.
Нұрғали Қ.Р., Амангелді М.Д., 2022. Система мотивов в лирике Б. Канапьянова // Вестник Карагандинского университета. Серия «Филология», 2(106). С. 109-116. https://doi. DOI: https://doi.org/10.31489/2022ph2/109-116
org/10.31489/2020Ph2/109-116
Садыков Т.Р., 2017. Тюркское погребение с конями в урочище Бай-Булун в Центральной Туве // Теория и практика археологических исследований, 2. С.47-59.
Уразаева К.Б., Жаркынбекова Ш.К., 2018. Билингвизм и жанровый синтез лирики Бахытжана
Канапьянова // Полилингвиальность и транскультурные практики, 15 (4). С. 605-617.
Успенский Б.А., 1994. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные статьи: в Т. 2. Москва: Гнозис.
Шабарова Г.К., 2020. Пушкинские реминисценции в ориентальной лирике Б. Канапьянова // Мир науки, культуры, образования, 1(80). С. 396-399.