Место и роль науки в местных сообществах тюркских республик Сибири
Просмотры: 137 / Загрузок PDF: 141
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-3-7-16Ключевые слова:
социогуманитарный, знание, сообщество, регион, отношение, престиж, перспективыАннотация
Статья посвящена выявлению динамики отношения к науке (речь
идет главным образом о социогуманитарном знании) и к профессии
ученого в местных сообществах тюркских республик Южной
Сибири (Хакасия, Алтай, Тыва). Эмпирической базой анализа стали
результаты полевых социологических количественных и качественных
исследований, проведенных автором в первой половине 2000-х гг.
Итогом анализа исследовательской литературы и текстов интервью
стала констатация несколько значимых моментов. Во-первых,
зафиксировано падение престижа науки как социального института,
в том числе ее социогуманитарных областей и профессии ученого. Вовторых, несмотря на это, наука сохраняет свою роль важного канала
социальной мобильности, прежде всего пополнения национальной
интеллигенции. В-третьих, если речь идет о позиции региональных
органов власти, то для них характерен преимущественно утилитарный
подход в науке и ее результатам: наука играет, по сути, обслуживающую
роль. Наконец, в-четвертых, четко прослеживается усиление тенденции
к воспроизводству региональной гуманитарной интеллигенции за счет
выходцев из других социальных слоев. Важным результатом исследования
является вывод о более благоприятном социально-психологическом
состоянии представителей региональных научных сообществ, связанное
в том числе с сохранением уважения к образованию, к образованным
людям в обществах, относительно недавно вставших на путь социальной
модернизации.