Конфессиональная политика Российской империи в Западном Казахстане (середина XIX – начало XX века)
Просмотры: 145 / Загрузок PDF: 153
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-2-86-95Ключевые слова:
ислам, Российская империя, мусульмане, Западно-Казахстанский регион, Младший жуз, муллы, конфессиональная религиозная политикаАннотация
Несомненно, западный регион Казахстана в контексте рассматриваемой темы
имел более важное стратегическое значение, чем другие регионы. Этому свидетельствуют, во-
первых, влияние Казанского и Уфимского медресе, являющихся крупнейшими мусульманскими
центрами в регионе в силу своего географического положения и интернациональный характер
джадидского движения, во-вторых, обилие архивных данных и самостоятельность религиозных
представителей региона. В то же время ослабевало мусульманское влияние действовавших в
регионе татарских мулл, увеличивалось число образованных казахских религиозных служителей,
которые, в свою очередь, объединились с алашской интеллигенцией для активизации
национально-освободительной борьбы.
Западный регион Казахстана издавна отличался тесными историческими, культурными
связями с Волжской Булгарией, Кавказом, побережьем Черного моря, также с такими развитыми
мусульманскими центрами, как Иран и Хорезм. Особенно в период XVIII-XIX вв. усилились
культурные связи региона с Волго-Уральским регионом в связи с принятием русского подданства
казахами Младшего жуза и дальнейшей интеграцией в империю, то есть в этом регионе
сложились благоприятные исторические условия для динамичного развития ислама. Поэтому
географические рамки темы были обоснованы западными регионами Казахстана. Благодаря
многовековым исламским традициям казахский народ в условиях колониального господства
сохранил свою самобытность, идентичность, культуру и духовные ценности.