Волк в тюркской культуре: сакральное и обыденное


Просмотры: 194 / Загрузок PDF: 198

Авторы

  • Амантай Шарип Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-1-118-122

Аннотация

Монография ученого-этнографа Таттигуль Ерсайынкызы

Картай «Бөрітаным» («Волковедение»), посвящена исследованию образа волка в тюркской, в том

числе казахской культуре как сакрального (священного) и в то же время профанного (обыденного)

объекта. Автором накоплен богатый эмпирической материал по заданной теме во время научных

экспедиций и командировок в западные, южные и центральные регионы Казахстана (Мангыстауская,

Западно-Казахстанская, Актюбинская, Кызылординская, Алматинская, Карагандинская области),

организованных с 2012 по 2020 гг. В первом разделе монографии дана интерпретация наскальных

рисунков с изображениями волка (петроглифические комплексы Жартас, Кулжабасы, Тамгалы

тас, Боришолак, Баян-Журек), археологических находок (пика, кинжал, нож, меч, плеть с волчьей

головой) и музейных артефактов (бронзовый подсвечник, осколок глиняной посуды, подвеска для

украшения одежды, пряжка с конской сбруи, золотая серьга с изображениями и атрибутами волка).

Рассмотрены образ «человека-волка» и специфика его репрезентации в произведениях устного

народного творчества, подвергнуты анализу причины табуации имени тотемного животного,

приведены доказательства преемственности традиций скифо-сакского «звериного стиля». Найдены

интересные факты нанесения следов-слепков волка на поверхности кирпичей, встроенных в стены

мавзолеев и домов (дворцов), скорее всего, в качестве оберега от вредных сил.

В результате кочевого образ жизни казахов, в котором совмещались скотоводство и охота, в

магических представлениях и обрядовой практике народа сильно переплелись остатки тотемизма

(поверья промыслового культа) и глубокий страх перед священным животным. Во втором разделе

монографии профессор Т.Картай дает развернутую популяционную характеристику волков (физические

данные, образ жизни, типичные повадки, выбор логова, брачный период, выращивание потомства

и т.д.), обитающих на территории Казахстана, и по окрасу шерсти делит их на следующие подвиды:

серый волк, красный волк, синий волк, черный волк, желтый волк и белый волк. Интересными в работе

являются связанные с образом волка описания ежегодно повторяющегося погодного явления (амал) –

«бөрисыргак»; национальные спортивные игры «кокпар», «қасқұлақ», «бозқашы»; способы использования

частей тела волка в этномедицине; обычаи и обряды имянаречения, корни которых восходят к почитанию

и обожествлению культового животного тюрков. В результате плодотворного общения с информантами

записаны ранее не известные диалектизмы или только локально употребляемые крылатые выражения и

речевые обороты, связанные с образом волка, которые можно назвать лингвистической находкой автора.

В исследовании феномена волка автор эффективно использует междисциплинарный подход.

Все разделы монографии сопровождены иллюстративными материалами (фотографии, рисунки,

схемы), что обогащает содержание текстов и помогает читателю легче воспринимать их.

Биография автора

Амантай Шарип, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

доктор филологических наук, профессор кафедры тюркологии

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Как цитировать

Шарип A. (2022). Волк в тюркской культуре: сакральное и обыденное. Turkic Studies Journal, 4(1), 118–122. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-1-118-122

Выпуск

Раздел

РЕЦЕНЗИИ