Волк в тюркской культуре: сакральное и обыденное
Просмотры: 219 / Загрузок PDF: 246
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-1-118-122Аннотация
Монография ученого-этнографа Таттигуль Ерсайынкызы
Картай «Бөрітаным» («Волковедение»), посвящена исследованию образа волка в тюркской, в том
числе казахской культуре как сакрального (священного) и в то же время профанного (обыденного)
объекта. Автором накоплен богатый эмпирической материал по заданной теме во время научных
экспедиций и командировок в западные, южные и центральные регионы Казахстана (Мангыстауская,
Западно-Казахстанская, Актюбинская, Кызылординская, Алматинская, Карагандинская области),
организованных с 2012 по 2020 гг. В первом разделе монографии дана интерпретация наскальных
рисунков с изображениями волка (петроглифические комплексы Жартас, Кулжабасы, Тамгалы
тас, Боришолак, Баян-Журек), археологических находок (пика, кинжал, нож, меч, плеть с волчьей
головой) и музейных артефактов (бронзовый подсвечник, осколок глиняной посуды, подвеска для
украшения одежды, пряжка с конской сбруи, золотая серьга с изображениями и атрибутами волка).
Рассмотрены образ «человека-волка» и специфика его репрезентации в произведениях устного
народного творчества, подвергнуты анализу причины табуации имени тотемного животного,
приведены доказательства преемственности традиций скифо-сакского «звериного стиля». Найдены
интересные факты нанесения следов-слепков волка на поверхности кирпичей, встроенных в стены
мавзолеев и домов (дворцов), скорее всего, в качестве оберега от вредных сил.
В результате кочевого образ жизни казахов, в котором совмещались скотоводство и охота, в
магических представлениях и обрядовой практике народа сильно переплелись остатки тотемизма
(поверья промыслового культа) и глубокий страх перед священным животным. Во втором разделе
монографии профессор Т.Картай дает развернутую популяционную характеристику волков (физические
данные, образ жизни, типичные повадки, выбор логова, брачный период, выращивание потомства
и т.д.), обитающих на территории Казахстана, и по окрасу шерсти делит их на следующие подвиды:
серый волк, красный волк, синий волк, черный волк, желтый волк и белый волк. Интересными в работе
являются связанные с образом волка описания ежегодно повторяющегося погодного явления (амал) –
«бөрисыргак»; национальные спортивные игры «кокпар», «қасқұлақ», «бозқашы»; способы использования
частей тела волка в этномедицине; обычаи и обряды имянаречения, корни которых восходят к почитанию
и обожествлению культового животного тюрков. В результате плодотворного общения с информантами
записаны ранее не известные диалектизмы или только локально употребляемые крылатые выражения и
речевые обороты, связанные с образом волка, которые можно назвать лингвистической находкой автора.
В исследовании феномена волка автор эффективно использует междисциплинарный подход.
Все разделы монографии сопровождены иллюстративными материалами (фотографии, рисунки,
схемы), что обогащает содержание текстов и помогает читателю легче воспринимать их.