Реконструкция архаичного пласта башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу»: миф, ритуал и видеоверсии в XXI веке


Просмотры: 129 / Загрузок PDF: 103

Авторы

  • Розалия Султангареева Уфимский федеральный исследовательский центр РАН

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-76-97

Ключевые слова:

эпос, аудиовизуальная антропология, фольклористика, сказывание, живое исполнение, традиции, мифозамыслы, мифосемиотика, суфизм

Аннотация

Исполнение эпоса по живой памяти в XXI веке само по себе редкое, феноменальное и исторически значимое явление для всех культур, духовные основы которых восходят к изустно-поэтической передаче знаний. Потому как главный жанр фольклора давно оскудел в бытовании и исполнительской практике, и ему грозит исчезновение (в башкирской среде в особенности). Однако методически выверенные, непрерывные и целенаправленные поиски дают свой результат, и в нашем личном фонде собрано значительное количество видео- и аудиоматериалов с фиксацией живого исполнения эпосов, кубаиров, а также народных танцев, песен (йыр), игр. Особую ценность имеют рассказы-воспоминания об исполнении и передаче эпоса. Преемственное из уст в уста исполнение эпоса его творцом, по требованиям ЮНЕСКО, являет собой главное свидетельство этнической идентичности и принадлежности произведения своему народу. В этой связи все поиски и обнаружения даже осколочных вариантов и версий эпоса являют ценность, важные знаки о состоянии фольклора и фольклорной Памяти в современности. Исследование находок и возвращение в практику применения сродни высокой гражданской ответственности ученых и выходят за рамки сугубо научных. Эпос живет, когда сохраняется не только в Памяти народа, но и напевно исполняется. Целенаправленные наши фиксации на аудиовидеоносители дали новый этап осмысления башкирского эпоса. Известно, что исторически важной находкой стала аудиовидеозапись эпоса «Урал-батыр» в 2010 г. в живом напевно-речитативном исполнении, совершенная нами от А.М. Усмановой (1930-2015 гг.), сказительницы из с. Акъяр Хайбуллинского районна РБ. Очередным редкостным обретением стали записи версий эпоса «Заятуляк и Хыухылу» в Давлекановском районе РБ и в г. Ростове –на Дону РФ. Статья содержит комплексно-аналитическое исследование ключевых, еще не расшифрованных с мифоритуальных, мифосемантических, мировоззренческих точек зрения сюжетных кодов опубликованных вариантов эпоса «Заятуляк и Хыухылу». В предмет комплексного, отличного от литературоведческого анализа включаются аудиовизуальные версии эпоса. На основе раскрытия глубинных символов, метафор и компонентного изучения реконструируется первичный астрально-календарный пласт мифороманического эпоса. Наиболее полно удержавшие архаичные символики, мифозамыслы эпизоды, лексические единицы освещены с охватом арсеналов антропологии, этнографии, ритуальности, мифолингвистики; презентуются методы и подходы национальной аудиовизуальной фольклористики, которая еще как самостоятельная дисциплина находится на этапе становления.

Биография автора

Розалия Султангареева, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН

доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы

Загрузки

Опубликован

2022-01-01

Как цитировать

Султангареева, Р. (2022). Реконструкция архаичного пласта башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу»: миф, ритуал и видеоверсии в XXI веке. Turkic Studies Journal, 3(4), 76–97. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-76-97

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ