Реконструкция архаичного пласта башкирского эпоса «Заятуляк и Хыухылу»: миф, ритуал и видеоверсии в XXI веке
Просмотры: 129 / Загрузок PDF: 103
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-76-97Ключевые слова:
эпос, аудиовизуальная антропология, фольклористика, сказывание, живое исполнение, традиции, мифозамыслы, мифосемиотика, суфизмАннотация
Исполнение эпоса по живой памяти в XXI веке само по себе редкое, феноменальное и исторически значимое явление для всех культур, духовные основы которых восходят к изустно-поэтической передаче знаний. Потому как главный жанр фольклора давно оскудел в бытовании и исполнительской практике, и ему грозит исчезновение (в башкирской среде в особенности). Однако методически выверенные, непрерывные и целенаправленные поиски дают свой результат, и в нашем личном фонде собрано значительное количество видео- и аудиоматериалов с фиксацией живого исполнения эпосов, кубаиров, а также народных танцев, песен (йыр), игр. Особую ценность имеют рассказы-воспоминания об исполнении и передаче эпоса. Преемственное из уст в уста исполнение эпоса его творцом, по требованиям ЮНЕСКО, являет собой главное свидетельство этнической идентичности и принадлежности произведения своему народу. В этой связи все поиски и обнаружения даже осколочных вариантов и версий эпоса являют ценность, важные знаки о состоянии фольклора и фольклорной Памяти в современности. Исследование находок и возвращение в практику применения сродни высокой гражданской ответственности ученых и выходят за рамки сугубо научных. Эпос живет, когда сохраняется не только в Памяти народа, но и напевно исполняется. Целенаправленные наши фиксации на аудиовидеоносители дали новый этап осмысления башкирского эпоса. Известно, что исторически важной находкой стала аудиовидеозапись эпоса «Урал-батыр» в 2010 г. в живом напевно-речитативном исполнении, совершенная нами от А.М. Усмановой (1930-2015 гг.), сказительницы из с. Акъяр Хайбуллинского районна РБ. Очередным редкостным обретением стали записи версий эпоса «Заятуляк и Хыухылу» в Давлекановском районе РБ и в г. Ростове –на Дону РФ. Статья содержит комплексно-аналитическое исследование ключевых, еще не расшифрованных с мифоритуальных, мифосемантических, мировоззренческих точек зрения сюжетных кодов опубликованных вариантов эпоса «Заятуляк и Хыухылу». В предмет комплексного, отличного от литературоведческого анализа включаются аудиовизуальные версии эпоса. На основе раскрытия глубинных символов, метафор и компонентного изучения реконструируется первичный астрально-календарный пласт мифороманического эпоса. Наиболее полно удержавшие архаичные символики, мифозамыслы эпизоды, лексические единицы освещены с охватом арсеналов антропологии, этнографии, ритуальности, мифолингвистики; презентуются методы и подходы национальной аудиовизуальной фольклористики, которая еще как самостоятельная дисциплина находится на этапе становления.