Значение творчества Чингиза Айтматова в развитии якутской культуры


Просмотры: 127 / Загрузок PDF: 83

Авторы

  • Валентина Семенова Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-5194-4878

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-1-130-145

Ключевые слова:

Айтматов, Якутия, культура, национальная литература, фольклорно мифологические сюжеты, интерна ционализм, перевод, Саха театр, Потапов, Борисов, феномен, связь

Аннотация

Статья посвящена сборнику произведений Ч. Айтматова, переведенному на якутский язык (1966), и спектаклям по его повестям «Материнское поле» и «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленным на сцене Якутского драматического театра имени П.А. Ойунского режиссерами Федотом Потаповым и  Андреем Борисовым (1965, 1982). Цель работы – выявление значения творчества Чингиза Айтматова на развитие якутской культуры.
Методология исследования основывается на комплексном подходе, предполагающем использование различных научных методов:
историко-типологического, культурно-исторического, конкретно аналитического, сравнительно-сопоставительного и др.
Особенность произведений Чингиза Айтматова проявляется в том, что его творчество глубоко национально и в то же время интернационально. Через изображение актуальных проблем жизни родного кыргызского народа он выходил к глобальным, общечеловеческим ценностям и его произведения для всех людей мира, независимо от национальности, идеологий и религий, являются неисчерпаемым живительным источником вдохновения для творческих личностей. Автор утверждает, что обращение к фольклорно-мифологическим сюжетам, мотивам, утверждение
национальной идеи, отражение непреходящих общечеловеческих ценностей, освещение “вечных” проблем делают творчество кыргызского писателя неподвластным времени, позволяя ему занимать достойное место в мировой литературе.
На основе анализа определено, что творчество и деятельность писателя имели большое значение в укреплении единства межнациональных отношений кыргызов и народа саха. Творчество и личность Ч. Айтматова оказали значительное влияние на
творчество писателей Сибири и Якутии, подняли на новую ступень развитие переводческой деятельности. С именем кыргызского писателя тесно связано развитие Саха театра. Феномен Айтматова как особого, неординарного явления заключается в том, что его произведения, поставленные на сцене национального театра, стали не только вершинными постановками и крупными творческими достижениями якутских режиссеров Федота Потапова и Андрея Борисова, но и значительными вехами,
отправными точками развития театрального искусства республики. Уникальность наследия писателя также заключается в том, что через его произведения якутский народ транслировал в культурное пространство России и мира свои традиции и национальную культуру. Произведения Чингиза Айтматова явились не только
большим событием в мире художественной литературы, но и стали объединяющим мостом, позволяющим людям из разных культур находить общий язык через искусство.
Его пример показывает, как литература может преодолевать культурные и языковые барьеры: он говорит о человеческих чувствах и переживаниях, которые понятны всем, независимо от национальности.

Биография автора

Валентина Семенова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации

доктор филологических наук, заведующий кафедрой якутской литературы

Литература

Ала-хайа сарыала (Расцвет над Ала-Тау), 1967. Якутск: Книжное изд-во. 376 с.

Айтматов Ч.Т., 2024. Аҕа туура тэппит туйаҕа (Солдатенок). Күрүлгэн. №4. С. 64-69.

Айтматов Ч.Т., 2016. Илгэлээх ардах (Белый дождь). Якутск: Бичик. 656 с.

Айтматов Ч.Т., 2014. Буурҕалаах тохтобул (Буранный полустанок). Чолбон. №1. С.

-62; №2. 25-46.

Айтматов Ч.Т., 2018. Кыһыл былааттаах тирэхчээним (Тополек мой в красной

косынке). Якутск: Бичик, 141 с.

Айтматов Ч.Т., 2015-2016. Муора кытылынан суурэр Эриэн ыт (Пегий пес, бегущий

краем моря). Чолбон. №12. С. 48-57; №1. С. 37-50; №2. С. 37-55.

Айтматов Ч.Т., 2012. Чыҥыс Хаан үрүҥ былыта (Белое облако Чингисхана). Күрүлгэн

(Водопад). №2. С. 56-102.

Борисова А.А., Максимов Н.И., 2010. Утверждение жизни и духовное вознесение

человека (1961-1982) // Антология Саха театра. Кн. 1. Якутск: Бичик. С.141-180.

Гуринов А.-Арчылан, 2012. После чтения. Күрүлгэн. № 2. С. 103-106.

Дмитриев И.-Сиэн Чолбодук, 2000. Занавес открывается... Москва: Айыына. 199 с.

Зулумян Б.С., 1995. У истоков армянской культуры. Типологические черты //

История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Москва: Наследие.

С. 124-134.

Кедрина З.С., 1976. Социалистический реализм и тюркоязычные литературы

Средней Азии и Казахстана в общесоюзном литературном процессе // Тезисы докладов

и сообщений Всесоюзной тюркологической конференции “Тюркоязычные литературы – история и современный литературный процесс”. Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.

Алма-Ата: Наука. 130 с.

Киндикова Н. М., 2019. Актуальные вопросы современной алтайской литературы.

Горно-Алтайск. 216 с.

Күн кууһар хайатыттан (Солнечная гора), 2017. Якутск: Бичик. 415 с.

Наумов Д., 2016. Заветное слово великого поэта // Айтматов Ч.Т. Белый дождь.

Якутск: Бичик. С. 3-6.

Ойунская С.П., Бурцев Д.Т., Мыреева А.Н., Васильева Д.Е., 2005. Современная проза

// Литература Якутии ХХ века: Историко-литературные очерки. Якутск: Ин-т гуман.

исслед. С. 376-424.

Окорокова В.Б., 2018. Дмитрий Наумов – летописец якутской жизни. Якутск:

Издательский дом СВФУ. 238 с.

Садыков А., 1976. Роль Чингиза Айтматова в сближении литератур // Тезисы докладов

и сообщений Всесоюзной тюркологической конференции “Тюркоязычные литературы – история и современный литературный процесс”. Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.

Алма-Ата: Наука. 130 с.

Сайфулина Ф.С., Арзамазов А.А., 2023. Тюркские и нетюркские этнохудожественные

перекрестки Урала, Западной Сибири и Крайнего Севера: опыт моделирования новых

межлитературных общностей. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа». 216

с.

Семенова В.Г., 2022. Научная биография А.И. Софронова-Алампа: роль личности в

истории народа. Якутск: Издательский дом СВФУ. 316 с.

Сивцев С.Н.-Доллу, 2000. Вспоминая прошлое… Якутск: Сахаполиграфиздат. 208 с.

Суорун Омоллон, 1975. Якутскому драматическому театру имени П.А. Ойунского 50

лет // Якутский театр. Якутск: кн. изд-во. С. 5-39.

Чусовская В.А., 2006. Путь к театру олонхо: Творчество режиссера Андрея Борисова.

Якутск: Бичик. 192 с.

REFERENCE

Ala-haja saryala (Rascvet nad Ala-Tau) [Blossoming over Ala-Tau], 1967. Yakutsk: Book Publishing House. 376 p. [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2024. Aҕa tuura teppit tujaҕa (Soldatenok) [The Little Soldier]. Kүrүlgen [Waterfall]. , No. 4. P. 64-69. [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2016. Ilgeleekh ardah (Belyj dozhd’) [White Rain]. Yakutsk: Bichik. 656 p. [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2014. Buurҕalaah tohtobul (Burannyj polustanok) [The Day Lasts More Than a Hundred Years]. Cholbon [North Star]. No. 1, pp. 44-62; No. 2. P. 25-46 [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2018. Kyһyl bylaattaah tirekhcheenim (Topolek moj v krasnoj kosynke) [My Poplar in a Red Scarf]. Yakutsk: Bichik. 141 p. [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2015-2016. Muora kytylynan suurer Erien yt (Pegij pes, begushchij kraem morya) [The Spotted Dog Running Along the Seashore]. Cholbon [North Star]. No. 12. P. 48-57; No. 1. P. 37-50; No. 2. P. 37-55. [in Russian].

Ajtmatov Ch.T., 2012. Chyҥys Haan үrүҥ bylyta (Beloe oblako Chingiskhana) [The White Cloud of Genghis Khan]. Kurulgen [Waterfall]. No. 2. P. 56-102. [in Russian].

Borisova A.A., Maksimov N.I., 2010. Utverzhdenie zhizni i duhovnoe voznesenie cheloveka [Affirmation of Life and Spiritual Uplifting (1961–1982)] (1961-1982). Antologiya Saha teatra [Anthology of the Sakha Theater]. Book 1. Yakutsk: Bichik. P. 141-180. [in Russian].

Gurinov A.-Archylan, 2012. Posle chteniya [After Reading]. Kurulgen [Waterfall]. No. 2. P. 103-106. [in Russian].

Dmitriev I.-Sien Cholboduk, 2000. Zanaves otkryvaetsya... [The Curtain Rises...] Moscow: Ajyyna. 199 р. [in Russian].

Zulumyan B.S., 1995. U istokov armyanskoj kul’tury. Tipologicheskie cherty [At the Origins of Armenian Culture: Typological Features]. Istoriya nacional’nyh literatur. Perechityvaya i pereosmyslivaya [History of National Literatures: Rethinking and Reinterpreting]. Moscow: Nasledie. P. 124-134. [in Russian].

Kedrina Z.S., 1976. Socialisticheskij realizm i tyurkoyazychnye literatury srednej Azii i Kazahstana v obshchesoyuznom literaturnom processe [Socialist Realism and Turkic Literatures of Central Asia and Kazakhstan in the All-Union Literary Process]. Tezisy dokladov i soobshchenij Vsesoyuznoj Tyurkologicheskoj konferencii “Tyurkoyazychnye literatury – istoriya i sovremennyj literaturnyj process” [Abstracts of Reports and Presentations of the All-Union Turkological Conference «Turkic Literatures – History and Contemporary Literary Process»]. Almaty, September 27-29. Almaty: Nauka. 130 p. [in Russian].

Kindikova N. M., 2019. Aktual’nye voprosy sovremennoj altajskoj literatury [Current Issues of Modern Altai Literature]. Gorno-Altajsk. 216 р. [in Russian].

Kүn kuuһar hajatyttan (Solnechnaya gora) [Sunny Mountain], 2017. Yakutsk: Bichik. 415 р. [in Russian].

Naumov D., 2016. Zavetnoe slovo velikogo poeta [The Cherished Word of a Great Poet]. Ajtmatov Ch.T. Belyj dozhd’ [White Rain]. Yakutsk: Bichik. P. 3-6. [in Russian].

Ojunskaya S.P., Burcev D.T., Myreeva A.N., Vasil’eva D.E., 2005. Sovremennaya proza [Contemporary Prose]. Literatura Yakutii XIX veka: Istoriko-literaturnye ocherki [Yakutia Literature of the 20th Century: Historical and Literary Essays]. Yakutsk: Institute of Humanities Research. P. 376-424. [in Russian].

Okorokova V.B., 2018. Dmitrij Naumov – letopisec yakutskoj zhizni [Dmitry Naumov – Chronicler of Yakut Life]. Yakutsk: Publishing House of NEFU. 238 p. [in Russian].

Sadykov A., 1976. Rol’ Chingiza Ajtmatova v sblizhenii literature [The Role of Chingiz Aitmatov in Bringing Literatures Closer]. Tezisy dokladov i soobshchenij Vsesoyuznoj Tyurkologicheskoj konferencii “Tyurkoyazychnye literatury – istoriya i sovremennyj literaturnyj process” [Abstracts of Reports and Presentations of the All-Union Turkological Conference «Turkic Literatures – History and Contemporary Literary Process”]. Almaty, September 27-29, 1976. Almaty: Nauka. 130 p. [in Russian].

Sajfulina F.S., Arzamazov A.A., 2023. Tyurkskie i netyurkskie etnohudozhestvennye perekrestki Urala, Zapadnoj Sibiri i Krajnego Severa: opyt modelirovaniya novyh mezhliteraturnyh obshchnostej [Turkic and Non-Turkic Ethno-Artistic Intersections of the Urals, Western Siberia, and the Far North: Modeling New Interliterary Communities]. Kazan: Editorial and Publishing Center “School.” 216 p. [in Russian].

Semenova V.G., 2022. Nauchnaya biografiya A.I. Sofronova-Alampa: rol’ lichnosti v istorii naroda [The Scholarly Biography of A.I. Sofronov-Alamp: The Role of Personality in the History of a People]. Yakutsk: Publishing House of NEFU. 316 p. [in Russian].

Sivcev S.N.-Dollu, 2000. Vspominaya proshloe... [Remembering the Past...] Yakutsk: Sakha Polygraph Publishing House. 208 p. [in Russian].

Suorun Omollon, 1975. Yakutskomu dramaticheskomu teatru imeni P.A. Ojunskogo 50 let [50 Years of the P.A. Oyunsky Yakut Drama Theater]. Yakutskij teatr [Yakut Theater]. Yakutsk: Book Publishing House. P. 5-39. [in Russian].

Chusovskaya V.A., 2006. Put’ k teatru olonho: Tvorchestvo rezhissera Andreya Borisova [The Path to the Olonkho Theater: The Creativity of Director Andrei Borisov]. Yakutsk: Bichik. 192 р. [in Russian].

Загрузки

Опубликован

2025-03-27

Как цитировать

Семенова, В. (2025). Значение творчества Чингиза Айтматова в развитии якутской культуры. Turkic Studies Journal, 7(1), 130–145. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-1-130-145

Выпуск

Раздел

Текстология