Концепция журнала и его рубрики

Журнал «Turkic Studies Journal» (TSJ) - рецензируемый  научный журнал открытого доступа, публикующий результаты востоковедческих исследований в области  культуры, истории, языка тюркских и сопредельных народов Центральной Азии, а также результаты исследований, раскрывающих уникальную культуру Востока, которая во взаимодействии с культурой Запада составляет единый цивилизационный фонд современного мира.
Миссия журнала заключается в исследовании автохтонной информационной лакуны по исторической культуре и языку тюркских народов. «Turkic Studies Journal» - единственный журнал в Евразийском пространстве, публикующий оригинальные и переводные статьи по истории и археологии средневековья тюркских народов, их текстологии и языкам в привязке к Республике Казахстан как исторически центробразующему субъекту Центральной Азии и Востока. Публикационная деятельность журнала нацелена также на развитие международного научного сотрудничества в контексте актуальных проблем востоковедения.
Почему журнал ориентирован на публикациях средневековой культуры? Потому что в ней прослеживается связь с культурой саков, скифов, хуннов/ гуннов, в ней находятся истоки исторической культуры и генезис тюркских народов. По большому счету, именно в средние века происходит «взрыв пассионарности» в тюркской действительности (в терминах Л.Н.Гумилева), иначе чем можно объяснить, как на огромной территории евразийского континента формируются и функционируют множество государств и государственных образований, и степные империи сменяют друг друга: империя гуннов, древнетюркские каганаты, государства уйгуров и кыргызов,  кимаков и кыпчаков,  огузов и караханидов, Золотая Орда и Улус Джучи, Казахского ханства.
По классической исторической периодизации средневековая эпоха датируется VI–XVII вв. За основу берется время выхода древних тюрков на политическую арену Старого мира VI в. – 551 г. начало истории первого тюркского каганата. Однако этот процесс имел период постепенного формирования, подготовки, поэтому, по археологической периодизации, начало средневековья сдвигается во II в. н.э. и даже во II в. до н.э. – к дате начала истории хунну. С культурой хунну историческая наука связывает этногенез тюрков. Исследование этногенеза требует знаний конкретной истории дотюркского периода, т.е. древних эпох. Этот период изучается на основе источников первобытной археологии (каменный, бронзовый, раннежелезный века). Реконструируется цепочка: древние арии, саки, хунны, тюрки. Закономерности этногенетических процессов определяются особенностью культурно-хозяйственного типа, духовной культуры, системы жизнеобеспечения древних тюрков и казахов, в этом отношении показателен Казахстан, который по праву называют музеем под открытым небом. На территории Казахстана имеются древние памятники всех историко-археологических эпох от палеолита до этнографической современности. Из этого следует, что территория Казахстана была заселена с глубокой древности. Антропологические исследования свидетельствуют, что казахи являются коренным этносом, который бессменно проживает на своей исторической территории тысячи лет. В истории Степи не было периодов смены этнических популяций. Еще одним народом, издревле проживающим на своей исторической родине, являются китайцы. Казахстан стал родиной одомашнивания лошади, дал миру совершенно новую всадническую культуру. Человечество, имевшее миллионы лет пешей коммуникации, 5 тысяч лет назад освоило транспортное средство, необозримо раздвинувшее возможности культурных, технологических связей, взаимообмена. Это была новация планетарного уровня.
Великие степные империи, так или иначе связанные с историей Казахстана, имели верховную власть (во главе с каганом, ханом), мощные мобильные войска как показатель «всаднической культурой», вели не только кочевой, но и оседлый тип хозяйствования, развивая ремёсла, поселения и города, имели письменность. Тюркские народы (в отличие от других народов, к примеру, европейцев, славян, армян, грузин, арабов и др.) в силу политических и религиозных экспансий, социокультурных и ареальных контактов на протяжении полутора тысячелетий в качестве графики использовали не одну, а несколько графических систем, в этом есть и слабость, и сила тюркской письменной культуры, что также является ее идентифицирующим фактором.
Истоки тюркской письменности восходят к бесписьменным петроглифам, знакам саков и гуннов (руноподобные знаки на серебряной чаше Иссыкского кургана, надписи на могильниках Актас и Каратома (К.Акишев), «Письмо гуннов»). В эпоху древнетюркских каганатов (VI–VII вв.), уйгурского и кыргызских государств (VII-IX вв.) на территории Степной Евразии, Монголии, Китая, на Северном Кавказе, в Крыму, в Восточной Европе (Румыния, Венгрия, Болгария) на руническом, брахми, манихейском и уйгурской письменностях созданы были более 400 памятников. По словам Д.Д. Васильева, существовали школы рунического письма. Позже, с распространением ислама в Степной Евразии, тюркские письменные памятники были написаны арабской, латинской, армяно-кыпчакской графикой, а также арабоязычными графиками, в т.ч. чагатайской, «төте жазу». В тюркских письменных памятниках, в т.ч. и литературоведческих, отразилось всё многообразие жизни, раскрывающее картину мира тюрков: идеалы государственного управления и идеальный чиновник («Кутадгу билиг»/«Благодатное знание» Ю. Баласагуни), история тюркских государств и правления (Орхонские рунические памятники), верховные божества и религиозные верования («Покаянная молитва манихейцев», «Карабаласугинская надпись», трактат «Кефалайа», «Поклонения волхвов», армяно-кыпчакские памятники), этнокультура и образ жизни (рунические тексты и тексты памятников Золотой Орды ), энциклопедия тюркской жизни «Дивани лугат–ит турки» М.Кашгари, вопросы тюркских языков (грамматики, словари, справочники).
Лингвистический аспект востоковедческо-тюркологических исследований представляет собой диахроническое и синхроническое изучение тюркских языков. Диахронический анализ начинается от реконструкции языковых единиц Алтайской семьи языков, куда входят тюркские языки; определение роли в качестве мета-языка пратюркского языка, формирование древних тюркских диалектов (северного, южного, смешанного); процесс дифференциации тюркских языков на кыпчакские, огузские, южно-сибирские, карлукские. В диахронических исследованиях важно, какие фонетико-фонологические единицы характерны для тюркских языков по их группам, какие типологические изменения происходили в структуре агглютинативных тюркских языков, какие пласты собственно исторических и заимствованных слов содержит словарный фонд тюркских языков, как сохранились и изменялись грамматические формы имен и глагола.
Исследование современных тюркских языков предполагает изучение языковой системы тюркских языков не только в разрезе сравнительно-типологического, системно-структурного направлений, инициирующих формальный семасиологический анализ, но и в аспекте функционально-прагматического и антропоцентрического направлений, основанных на семантически ономасиологическом подходе. Последний фактически мало исследован в лингвистической тюркологии. Важным также являются публикации, связанные с ареальными, культурными контактами тюркских языков с другими языками мира.
Цель журнала заключается в формировании высокого уровня востоковедческих, тюркологических историко-культурных и лингвистических научных исследований, основанных на исторических источниках, полевых материалах, тюркских письменных памятниках, написанных рунической, манихейской, уйгурской, арабоязычной, латинской и кириллической графиками; раскрытие «белых пятен» в диахронии и синхронии тюркских языков в их сопоставлении с другими языками; осмысление событий, явлений и процессов прошлого в контексте современных научных парадигм и технологий.

Задачи:
- на примере древностей Казахстана исследовать проблемы генетических корней тюркских народов, закономерности исторического развития и возникновения тюркских государств средневековья (древнетюркских, уйгурской, кимако-кыпчакской, караханидской, огузской государств, Золотой Орды, Улуса Джучи и Казахского ханства). Также рассмотреть роль историко-культурного наследия восточных народов в формировании современной этнокультурной карты мира, расселения тюркоязычных народов на всех континентах;
- рассмотреть, как археологическая наука раскрывает исторические процессы, используя материалы предметной культуры для исторической реконструкции этапов формирования древнетюркской цивилизации, истории тюркских государств, этапов миграции и военных завоеваний, распространения новых стандартов культуры, формирования степного менталитета;
 - определить, как в тюркских письменных памятниках средневековья, написанных различными графическими системами (рунической, манихейской, уйгурской, арабской, латинской, армяно-кыпчакской, чагатайской) раскрываются картина мира тюрков, их идеология и культура, образ жизни и мышление, художественное богатство тюркских языков;
- изучить актуальные вопросы развития тюркских языков в диахронии и синхронии; в диахронических исследованиях акцентировать внимание на роль мета- языков (пра-алтайского и пратюркского) в формировании диалектов и языковой системы тюркских языков, раскрыть исторические типологические общности и особенности языковых единиц по группам тюркских языков; исследовать современные тюркские языки в семасиологических и ономасиологических направлениях, раскрывая их ареальные, культурные контакты с другими языками.

Рубрики журнала:
С 2024 г. статьи журнала публикуются по двум направлениям историко-культурному и филологическому с рубриками:

  • Средневековья история (в т. ч. археология)
  • Текстология
  • Тюркские языки


В целях раскрытия общей картины тюркской культуры и интеграции ученых в научном пространстве «Turkic Studies Journal» сотрудничает с такими изданиями, как «Археология Казахстана» (РК, Алматы), «Новые исследования Тувы» (РФ, Республика Тыва), «Народы и религии Евразии» (РФ, Барнаул), «Урало-Алтайские исследования» (РФ, Москва), «Oriental Studies» (РФ, Республика Калмыкия), «Milli Folklor» (Турция, Анкара), «Türk Kültürü ve Haci Bektas Veli Arastirmaları» (Турция, Анкара), «Bilig» (Турция, Анкара), «Türkiyat Mecmuası» (Турция, Стамбул), «Türkiyat Araştırmaları» (Турция, Кония), «Turkic Languages» (Германия).

Журнал публикует статьи на английском, казахском и русском языках. Периодичность – 4 раза в год.

«Turkic Studies Journal» издаёт оригинальные исследовательские статьи, а также обзорные  статьи и рецензии на книги.

Издатель - НАО “Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева”, г. Астана, Республика Казахстан.

https://enu.kz/