Коммуникативно-прагматические особенности речевого акта благопожелания в татарской коммуникативной культуре
Просмотры: 77 / Загрузок PDF: 45
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-75-83Ключевые слова:
этнокультурный стереотип, речевая культура, татарская этнокультура, речевой акт, благопожеланиеАннотация
Целью данной статьи является изучение коммуникативно-прагматических
особенностей речевого акта благопожелания в татарской коммуникативной культуре.
Актуальность исследования обусловлена тем, что исследование речевого акта пожелания
татарского народа позволяет переосмыслить коммуникативную культуру в контексте
глобализации и диалога культур, выявить коммуникативно-прагматические особенности
речевого поведения татар. Понятийную теоретическую базу благопожеланий автор статьи
рассматривает в рамках прагматической теории речевого акта, когда иллокутивная связь
между говорящим и адресатом определяется сложившимися нормами и традициями того или
иного этноса. Коммуникативно-ситуативные группы речевых выражений благопожелания
в статье классифицируются как повседневные и торжественные, выявляются их различные
коммуникативные ситуации, которые иллюстрируется многообразием татарских речевых
клише, фразеологизмами и паремией. Устойчивые выражения благопожеланий в татарской
культуре выражают симпатию, внимание, добрые отношения к собеседнику, тем самым
они основываются на общепринятых правилах поведения и традиционной культуре этноса.
Этнокультурные стереотипы коммуникативного поведения татар тесно связаны с их
ментальными и культурными ценностями. В статье также подчеркивается, что основными
мотивами благопожелания в татарском речевом акте являются пожелание здоровья,
материального достатка, удачи и добра.
Анализ речевых формул благопожелания в системе татарской коммуникативной культуре
приводит к выводу, что татары остаются верными и постоянными в соблюдении народных
обычаев и традиций.