Когнитивно-диалектические принципы исследования тюркских языков
Просмотры: 80 / Загрузок PDF: 66
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2020-2-4-47-58Ключевые слова:
когниция, диалектические принципы, философия, тюркские языки, концептуально-струк- турные отношения, казахский языкАннотация
Теоретические и прикладные принципы когнитивного казахского языкознания предопределяют
как современные актуальные лингвистические направления, так и новые концептуальные подходы и методологии.
В данном контексте важным является изучение принципов взаимосвязи концептуальных и структурных подходов
в казахской лингвистической науке. Отражение в языке окружающей действительности или окружающего мира,
в которых заложена связь языка с мышлением, обусловило антропоцентрический характер современной лингви-
стики. Так, анализ языковых единиц как диалектико-динамических явлений позволяет определить языковую и
концептуальную картину мира казахского народа, раскрыть особенности его этнической ментальности и менталитета и закладывает основу для концептуальной базы исследования тюркских языков в целом. В результате именно
концептуальная методология оказалась весьма плодотворной для значимых диахронических и синхронических
исследований не только для казахского языка, но и для других тюркских языков. Концептуально-когнитивная тео-
рия языкового познания начала формироваться в казахской лингвистике в 20-30-годы ХХ века на стыке языка, фи-
лософии, психологии, и она тесно связана со сравнительной и структурной подходами в познании человеческого
бытия, связи языка с мышлением. Плавный переход структурных принципов в стихию философских, логических и
познавательных направлений стал основанием для семантических исследований в современном казахском языке.
В статье посредством анализа языковых единиц, извлеченных из исследований казахских ученых в диахронии и
синхронии, раскрываются концептуально-структурные связи казахского языка.