Китайский текст средневекового Памятника Орда-Балык


Просмотры: 16 / Загрузок PDF: 6

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-4-147-169

Ключевые слова:

древние тюрки, тогыз-огызы, Памятник Орда-Балык, история исследования, источники, текст на китайском языке, история Уйгурского каганата, каганы, связь с династией Тан, манихейство, исторические названия и понятия

Аннотация

Бассейн реки Орхон в Центральной Монголии является «золотой колыбелью» тюркской государственности, центром материальной и духовной культуры древних тюрков. Подтверждением тому – Памятник Орда-Балык, написанный в эпоху Древнеуйгурского государства на древнетюркском, китайском и согдийском языках. В настоящее время имеется несколько названий памятника: Карабалгасунская надпись (самая распространенная), Памятник Тогыз-Уйгурского Бильге-кагана (в честь кого поставлен памятник), Памятник Орда Балык (название связано с месторасположением).
В китайских источниках памятник называется «Памятник Ай-Тенгирде Кутболмыш Алып Бильге-кагана» – 九姓回鶻愛登裏羅汩沒蜜施合毗伽可汗聖文神武碑. Первые сведения о памятнике были получены в XIII веке от персидского путешественника АтаМалика Джувейни, совершившего странствование в столицу Монгольской империи Каракорум. Затем в конце XIX века информация о трёхъязычном памятнике получена была из экспедиций Н. Ядринцева, А. Гейкеля и В. Радлова. Позже Г. Шлегель, изучив материалы этих экспедиций, изучил текст на китайском языке и опубликовал его перевод. Автор статьи, изучив предыдущие исследования и опираясь на китайские источники Цзюй Таншу и Синь Таншу, анализирует китайский текст памятника, рассматривает его фрагменты, разделенные на несколько частей, дает толкование, выявляет, кому посвящен памятник, а также раскрывает деятельность каганов и историю Уйгурского государства, запечатленную в тексте памятника. Памятник ОрдаБалык относится к VIII в., к эпохе распространения манихейства среди древних тюрок. Отмечается, как тюркский Богу-каган, прибывший на помощь в подавлении военного мятежа, возникшего во внутренних владениях династии Тан, в городе Лоян встречается с двумя миссионерами-манихейцами и под их влиянием сам принимает манихейство. Правитель также отдает приказы о дальнейшем распространении манихейства среди орхонских тюрок, что, по мнению автора, стало причиной религиозных конфликтов внутри государства и привело в конце концов к падению Уйгурского каганата. Автор статьи предлагает Уйгурский каганат называть Объединённым Тюркским каганатом или Третьим Тюркским каганатом, поскольку он был создан в 745 году теми же самыми древними тюрками и имел политическую, культурную и этническую преемственные связи со Вторым тюркским каганатом. В 840 году Уйгурский каганат под воздействием внутренних и внешних сил распался: огузы и тюрки мигрировали в трёх направлениях. Большая их часть пересекла Алтай и Тарбагатай, достигла Семиречья и, смешавшись с местным населением, участвовала в создании государства Караханидов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Турсынхан Кайыркен, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

доктор исторческих наук, директор Научно-исследовательского института тюркологии и алтаеведения им. К. Сарткожаулы

Литература

Бартольд В.В., 1964. К вопросу об языках согдийском и тохарском. Cоч., T. ІІ, ч 2. М., 461–470.

Болин С.Л., 1960. Сведения арабских источников ІХ-XVI вв. o долине реки Талас и смежных районах. ТИИАЭ АН Каз ССР, T VIII. C.83.

Ван Чжилай 王治來, 2004. Орта Азия тарихы 中亞通史—古代卷. Ерте ғасырлар бөл., ІІ т. Үрімші. 577 б.

Васильев В.П., 1897. Китайские надписи в орхонских памятниках в Кошоцайдаме и Карабалгасуне. Сборник трудов Орхонской экспедиции. СПб: Т. III. С. 1-36 + табл.

Гэн Шиминь 耿世民, 2003. Ұйғырлардың ежелгі әдеби-тарихи мұраларын зерттеу 維吾爾古代文獻研究.北京. Пекин. 546 б.

Жу Айшан лянь, 1981. Жу Айшан лянь. 如艾尚連. 試論摩尼教與回鶻的關係及其在唐朝的發展. Сибэй шиди 西北史地. №1. 36 б.

Зәкенұлы Т., 2005. Көне «ұйғыр» этнонимі және «құйғырлар». Ізденіс (Поиск). № 3 (2). Б. 42–44.

Зәкенұлы Т., 2008. Көне түркі ескерткіштеріндегі мәдени диалог көріністері. «Ұлтаралық және конфессияаралық келісім–Қазақстандағы тұрақтылықтың негізі» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. 86 б.

Қайыркен Т.З., 2024. Тастағы тарих. Көне түркі ескерткіштерінің қытайша мәтіндері. Алматы. Арда. 382.

Кайыркен Т.З., 2022. Күлтегін ескерткіші. Тарихи-деректанулық талдау. Астана. 262 б.

ҚТТҚД, 2005. ҚТТҚД-Қазақстан тарихы туралы Қытай деректемелері. І т., Алматы. Дайк-Пресс. 393 б.

Ли Чжао 李肇, 1979. Таң мемлекетінің тарихына толықтаулар 唐國史補. 上海古籍出版社. ІІ т.. Шанхай. 66 б.

Линь Гань 林幹, 1987. Түрік және ұйғыр тарихы туралы ғылыми мақалалар жинағы突厥與回紇歷史論文選集(全二冊). Пекин. 1030 б.

Лю Итан 刘义堂, 1975. Ұйғыр зерттеулері 维吾尔研究. Тайпей. 台北. 正中书局. 584 б.

Мориясу Тагау 森安孝夫, 1980. Гуаньюй хуэйгу дэ си цянь. Ұйғырлардың батысқа көшуі туралы 關於回鶻的西遷. Миньцзу и-цун 民族譯叢. Пекин. № 1. Б. 60–70.

Нию Жуцзи 牛汝極, 1997. Ұйғыр байырғы жазулары мен мұрағаттары 維吾爾古文字與古文獻導論. Үрімші. 320 б.

Радлов В.В., 1892. Предварительный отчет о результатах археологического исследования р. Орхона. СТОЭ. СПБ. Вып. 1. С.1–12.

Chavanese E 沙畹, Pelio P伯希和, 1958. Манихэй дінінің Қытайға таралуы 摩尼教流行中國考 (馮承鈞譯). Батыс аймақ пен Оңтүстік теңіздің тарихи-жағрапиясы 西域南海史地考證譯叢八編. 北京: 中華書局. Пекин. 62 б.

Сартхожаулы К., 2002. Объединенный каганат тюрков (745-840). Астана. 202 c.

Сартқожаұлы Қ., 2003. Орхон мұралары. І т. Астана. 392 б.

Харжаубай С., 1982. Отчет эпиграфического отряда СМИКЭ в 1976-1982 гг. Рукопись, архив Института истории АН МНР. Улан-Батор. C. 3–42.

ЦЧТЦ, 1963. ЦЧТЦ-Цзычжи-тунцзян (Билік ғибратнамасы) 資治通鑒 卷237. Ху Саншэн түсінігін жазған胡三省注文. 中華書局. Пекин. 7638 б.

Цыхай, 1979. Цыхай (сөз теңізі) Cihai (abridged edition). Шанхай. 2214 б.

Чэн Суло程溯洛, 1978. Тоғыз оғыз Білге қаған ескерткішіндегі Ұйғыр мен Таң әулеті қарым-қатынасына қатысты тұстар釋漢文九姓回鶻毗加刻漢碑中有關回鶻和唐朝的關係.中央民族學院學報. Пекин. № 2. Б. 11–21.

Ян Фусюэ 楊富學, 2003. Ұйғырлардың тарихи мұралары мен мәдениеті回鶻文獻與回鶻文化. Пекин. 580 б.

Bang W., Gabain A.v., 1929. Türkische Turfan-texte.II. Berlin. P. 3–14.

Gabain A.V., 1989. Das Leben im uigurischen Konigreich von Qoco (850-1250) Gāochāng huíhú wángguó de shēnghuó[Life in the Gaochang Uighur Kingdom]. China-Turfan, 299 б.

Heikel A.O., 1890. Inscription de L̉ Orhon recueillies par l̉ expedition Finnoise 1890 et publiees par la Societe Finno-ougrienne. Helsingfors. 38 p.

Murayama S., 1959. Sind die Naiman Türken oder Mongolen? CAJ. V.IV. № 3. Р. 21–37.

Ramstedt J.G., 1913. Zwei uigurische Runenischiften in der Nord-Mongolen. Helsink. P. 3–63.

Schlegel G., 1896. Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgassun. Helsingfors. MSFOU. 141 s.

Reference

Barthold V.V., 1964. K voprosu ob yazykakh sogdiyskom i tokharskom [Questions about Sogdian and Tokhar languages]. Coch., T. II, part 2. M. P. 461-470. [in Russian].

Bolin S.L., 1960. Svedeniya arabskikh stochnikov IX-XVI vv. o doline reki Talas i smezhnykh rayonakh [Information from Arab sources of the 9th-16th centuries o the Talas River valley and adjacent areas]. TIIAE AN Kazakh SSR, T VIII. P. 83. [in Russian].

Chavanese E., Pelio P., 1958. Mó ní jiào liúxíng zhōngguó kǎo (féngchéngjūn yì) [A Study of the Popularity of Manichaeism in China (Translated by Feng Chengjun)] xīyù nánhǎi shǐ dì kǎozhèng yì cóng bā biān [A Collection of Translations on the History and Geography of the Western Regions and the South China Sea (Volume 8).]. Běijīng: Zhōnghuá shūjú. 62 p. [in Chinese].

Chen Sulo, 1978. Shì hànwén jiǔ xìng huíhú pí jiā kè hàn bēi xià guān huíhú hé táng cháo de guānxì [Reflections on the relationship between the Uyghurs and the Tang dynasty in the monument of Togyz Oghuz Bilge Khagan]. Zhōngyāng mínzú xuéyuàn xuébào [Journal of Central University for Nationalities]. Beijing, No. 2. P. 11-21. [in Chinese].

Cíhǎi, 1979. Cíhǎi (suōyìn běn) [Cihai (abridged edition)]. Shanghai. 2214 p. [in Chinese].Gen Shimin, 2003. Wéiwú'ěr gǔdài wénxiàn yánjiū [ Research on the ancient literary and historical heritage of the Uyghurs]. Beijing. 546 p. [in Chinese].

Jizhi-Tongjian, 1963. Jizhi-Tongjian [Mirror of state governance], Volume 237. Hu Sansheng zhuwen [Annotations by Hu Sansheng]. Zhonghua Shuju. Beijing, 7638 p. [in Chinese].

Kayrken T.Z., 2022. Kultegin eskertkishi. Tarihiy-derektanulyq taldau [Kultegin monument. Historical-data analysis]. Astana. 262 p. [in Kazakh].

Kayrken T.Z., 2024. Tastağı tarïh. Köne türki eskertkişteriniñ qıtayşa mätinderi [History in stone. Chinese texts of ancient Turkic monuments]. Almaty: Arda. 382 p. [in Kazakh].

Kharzhaubai S., 1982. Otchet epigraficheskogo otryada SMIKE v 1976-1982 gg. [Report to the epigraphic detachment of SMIKE in 1976-1982.]. Rukopis', arkhiv instituta istorii AN MNR [Manuscript, archive of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Mongolian People's Republic]. Ulaanbaatar. P. 3-42. [in Russian].

Li Zhao, 1979. Tángguó shǐ bǔ [Supplement to the History of the Tang Dynasty]. Volume II. Shanghai. 66 p. [in Chinese].

Lin Gan, 1987. Tūjué yǔ huíhé lìshǐ lùnwén xuǎnjí [Selected Papers on Turkic and Uighur History (2 volumes)]. Beijing. 1030 p. [in Chinese].

Liu Yitang, 1975. Weiwuer yanju [Liu Yitang. Uyghur Studies]. Taipei. Zhengzhong shuju. 584 p. [in Chinese].

Moriyasu Tagau, 1980. Guanyu huigu de xi qian [On the Westward Migration of the Uighurs]. Minzu i-tsung [Ethnic Translation Series]. Beijing. No. 1. P. 60-70. [in Chinese].

Niú Rǔ jí, 1997. Wéiwú'ěr gǔwénzì yǔ gǔ wénxiàn dǎolùn [Introduction to Uyghur Ancient Writings and Ancient Historical Documents].Urumqi. 320 p. [in Chinese].

QTTQD, 2005. QTTQD-Qazaqstan tarïxı twralı Qıtay derektemeleri [Chinese sources on the history of Kazakhstan]. T. I. Almaty: Dyke Press. 393 p. [in Kazakh].

Radlov V.V., 1892. Predvaritel'nyy otchet o rezul'tatakh arkheologicheskogo issledovaniya r. Orkhona [Preliminary report on the results of archeological research. Orkhona]. STOE. St. Petersburg. Issue. 1. P. 1-12. [in Russian].

Sartkhozhauly K., 2002. Ob"yedinennyy kaganat tyurkov [The United Khaganate of the

Turks (745-840)]. Astana. 202 p. [in Russian].Sartkozhauly K., 2003. Orhon muraları [Orkhon Heritage]. Vol. I. Astana. 392 p. [in Kazakh].

Vasiliev V.P., 1897. Kitayskiye nadpisi v orkhonskikh pamyatnikakh v Koshotsaydame i Karabalgasune [Chinese inscriptions in the Orkhon monuments in Koshotsaydam and Karabalgasun]. Sbornik trudov Orkhonskoy ekspeditsii [Collection of works of the Orkhon expedition]. St. Petersburg. Vol. III. P. 1-36 + table. [in Russian].

Wang Zhilai, 2004. Zhōngyà Tōngshǐ – Gǔdài juǎn [History of Central Asia – Ancient Times]. Vol. II. Urumqi. 577 p. [in Chinese].

Yadrintsev N.M., 1892. Otchet ekspeditsii na Orkhon, sovershennoy v 1889 g. [Report on the expedition to Orkhon, completed in 1889]. STOE. St. Petersburg. Vyp. 1. P. 79-81. [in Russian].

Yang Fuxue, 2003. Huíhú wénxiàn yǔ huíhú wénhuà [Historical heritage and culture of the Uyghurs]. Beijing. 580 p. [in Chinese].

Zakenuly T., 2005. Köne «uyğır» étnonïmi jäne «quyğırlar» [The ancient ethnonym "Uyghur" and "Kuyghurs"]. Izdenis (Search). No. 3 (2). P. 42-44. [in Kazakh].

Zakenuly T., 2008. Köne türki eskertkişterindegi mädenï dïalog körinisteri [Cultural dialogue manifestations in ancient Turkic monuments]. «Ultaralıq jäne konfessïyaaralıq kelisim – Qazaqstandağı turaqtılıqtıñ negizi» attı xalıqaralıq ğılımï-praktïkalıq konferencïya materïaldarı [Proceedings of the international scientific and practical conference "Interethnic and interfaith

harmony - the basis of stability in Kazakhstan"]. Ust-Kamenogorsk. P. 78-86. [in Kazakh].

Zhonggo Baike.., 1999. Zhonggo Baike da Cidian [Encyclopedia of China]. V. Beijing. 7942 p. [in Chinese].

Zhu Aishan lian, 1981. Shìlùn Móní jiào yǔ Huíhú de guānxì jí qí zài Táng cháo de fāzhǎn [On the Relationship between Manichaeism and the Uighurs and Its Development in the Tang Dynasty]. Shibei Shidi [Northwest History and Geography]. No. 1. 36 p. [in Chinese].

Bang W., Gabain A. v., 1929. Türkische Turfan-texte. II. Berlin. P. 3-14. [in German].

Gabain A.V., 1989. Das Leben im uigurischen Konigreich von Qoco (850-1250) Gāochāng huíhú wángguó de shēnghuó [Life in the Gaochang Uighur Kingdom]. China-Turfan. 299 p. [in Chinese].

Heikel A.O., 1892. Inscription de L̉ Orhon recueillees par l̉ expedition Finnoise 1890 et publiees par la Societe Finno-ougrienne. Helsingfors. 38 p.

Murayama S., 1959. Sind die Naiman Türken oder Mongolen? .CAJ. V.IV. No. 3. P.21-37. [in German].

Scopus ID: 58524536000

Ramstedt J.G., 1913. Zwei Uigurische Runenischiften in der Nord-Mongolen. Helsinki. P. 3-63 p. [in German].

Schlegel G., 1896. Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgassun. Helsingfors. MSFOU. 141 p. [in German].

Загрузки

Опубликован

2025-12-19

Как цитировать

Кайыркен, Т. (2025). Китайский текст средневекового Памятника Орда-Балык. Turkic Studies Journal, 7(4), 150–173. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2025-4-147-169

Выпуск

Раздел

Текстология тюркских письменных памятников

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)