Основные аспекты культурного влияния тюркских каганатов и Китайской империи
Просмотры: 7 / Загрузок PDF: 13
DOI:
https://doi.org/10.32523/%202664-5157-2024-4-36-52Ключевые слова:
первый и второй тюркские каганаты, раннесредневековый Китай, взаимовлияние культур, дипломатия, религия, искусство, история тюрковАннотация
В статье исследуется взаимное культурное влияние первого и второго тюркских каганатов и раннесредневековой Китайской империи периода династий Чжоу, Ци, Суй и ранней Тан. В качестве объекта хронологического исследования авторы статьи рассматривают
VI-VII вв. н.э. В VI веке нашей эры сформировалось первое тюркское государство – первый тюркский каганат, который быстро стал важным геополитическим соседом для Китайской империи, историческое развитие которого было тесно связано с внешнеполитическими связями с Китайской империей, поскольку империя была ближайшим союзником как в период процветания каганата, так и самой серьезной угрозой в период его падения. Влияние китайской культуры прослеживается уже с ранних этапов истории каганата. В VII веке древние тюрки на полвека лишились своей государственности и подчинились империи Тан. Несмотря на это, именно в это время усиливается влияние тюркской культуры на китайскую. Взаимовлияние культур проявлялось в следующих сферах: религии, различных традициях, искусстве, музыке, предметах материальной культуры, архитектуре и др.
Изучение взаимовлияния духовной и материальной культур тюркских каганатов и
Китайской империи дает возможность лучше понять аспекты дипломатических отношений между государствами, мотивы развития внешнеполитического вектора между ними.
В статье осуществлён анализ исторических источников, использованы археологические
и антропологические материалы, а также использованы методы системного комплексного анализа.
Литература
Байтенов Э.М., 2012. Раннесредневековые надписи в Тарбагатае (Восточный Казахстан) // Сборник материалов международного научно-практического семинара «Историко-культурное наследие и современная культура». Алматы, 2012, С. 48-51. [Электронный ресурс] – URL: https://www.arheology.kz/2016-01-24-13-26-14/275-rannesrednevekovye-nadpisi-v-tarbagatae-vostochnyjkazakhstan.html (дата обращения: 20.10.2024).
Бичурин Н. Я., 1950. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. T.1. М., Л.: Издательство АН СССР. 379 с.
Ганиев Р.Т., 2017. Древние тюрки и Китай в 553–581 гг.: приемы и методы внешней дипломатии // Вестник Томского государственного университета. №418. С. 78-84.
Гумилев Л.Н., 1967. Древние тюрки. М.: Наука. 504 с.
История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220 – 907). 2014. М.: Восточная литература РАН. 991 с.
Кляшторный С.Г., 1964. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука. 214 с.
Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971. Согдийская надпись из Бугута. М.: ГРВЛ. С. 121-146.
Кызласов И.Л., 2001. Смена мировоззрения в Южной Сибири в Раннем средневековье (идеи единобожья в енисейских надписях) // Древние цивилизации Евразии. История и культура. М.:Восточная литература. С. 243-270.
Сейдаметов Э.Х., Кадыров Р.Р., 2016. Погребальные обряды тюрков в средневековье // Наука, образование и культура. № 5 (8). С. 14-17.
Серегин Н.Н., 2013. Китайские изделия из памятников раннесредневековых тюрок Центральной Азии // Теория и практика археологических исследований. №1 (7). С. 49-72.
Серегин Н.Н., 2014. Об эволюции социальной системы раннесредневековых тюрок Центральной Азии в период зависимости от Китая// Известия Алтайского государственного университета, vol. 1. no. 4 (84). С. 211-215.
Серегин Н.Н., Чен А., 2020. Китайский импорт из памятников тюрок Центральной Азии (VI-XI вв. н.э.): динамика распространения, историко-культурный контекст // Вестник Томского государственного университета. История. №66. С. 181-189.
Шаймердинова Н.Г., 2014. Древнетюркская картина мира в текстах письменных памятников: учеб.пособие. Астана: ЕНУ. 261 с.
Barfield T.J., 1992. The Perilous Frontier. Nomadic Empires and China 221 BC to AD 1757. Cambridge, MA & Oxford, UK: Blackwell Publishers. 248 p.
Liu Mau-Tsai, 1957. Kulturelle Beziehungen Zwischen den Ost-Türken (= T’u-Küe) und China // Central Asiatic Journal. Vol. 3. No. 3. P. 190-205.
Maue D., Ölmez M., de la Vaissière E., Vovin A., 2018. The Khüis Tolgoi inscription // Ideas behind symbols – languages behind scripts: Proceedings of the 60th Meeting of the Permanent International Altaistic Conference (PIAC). Székesfehérvár, August 27- September 1 2017. Szeged: University of Szeged. 162 p.
Öztürk N.P., 2023. Tang Hanedanlığı Dönemi Çin Müziği ve Türk Kavimlerinin Çin Müziğine Etkileri // Bilig. №105. P. 55-78.
Porció T., 2015. The Turkic peoples of Central Asia and Buddhism // Mongolica Pragensia ’15 Linguistics, Ethnolinguistics, Religion and Culture Volume 8, No. 2. P. 15-42.
Skilling P., 2021. Questioning the Buddha: A Selection of Twenty-Five Sutras. New York: Simon and Schuster. 680 p.
Taşağıl A., 2021. Gök-Türkler I-II-III. Ankara: Türk Tarih Kurumu. 475 p.
Taşağıl A., 2013. Çin Kaynaklarına Göre Eski Türk Boyları. Ankara: Türk Tarih Kurumu. 206 p.