Проблемы истории огузов в казахской устной традиции


Просмотры: 84 / Загрузок PDF: 80

Авторы

  • Бибайша Нурдаулетова Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-3-185-194

Аннотация

В гуманитарных направлениях казахстанской науки до середины ХХ века господствовала тенденция, ориентирующаяся в исторических исследлованиях исключительно на письменные источники. Считалось, что история, не отразившаяся в архивных документах, в нарративных записях, не
является историей. Тогда как в среде кочевников, обитавших в степях Евразии, история сохранилась в основном в виде устной традиции, письменная же ее фиксация не стало правилом.
Понятие «устная история» стало популярным в гуманитарных науках только после обретения независимости, и оно способствовало новым тенденциям и возможностям в историко-энтографических исследованиях. Автор, излагая и комментируя казахские легендарные тексты, вводит в научный оборот новый термин «устная традиция», что в вобщем-то принято в европейских научных школах, над этим нам следовало тоже подумать.
Последний параграф монографии посвящен огузским тамгам, обнаруживаемым в казахской земле, фактически они являются единственным материальным доказательством устных повествований. Исследователь связывает памятник Танбалы тас/Таңбалы жар/ в Бетпак дале с легендарным Алаша ханом, с клятвоприношением
в общенародном сходе в этой местности, которое стало началом образования государства. Он пишет «в старину Таңбалы жар был сакральным местом, куда приходили руководители народа на поклонение. Автор на основе данных устной традиции казахов, на публикациях выдающихся казахских ученых, зафисировавших устные повествования, отмечает: «казахи с незапамятных времен относились к Танбалы жар как к священному центру, где на каменной стелле отражены их борьба за независимость, за вольность и боевой дух их предков. Один из таких периодов –
огузская эпоха, и она подтверждается огузскими тамгами на Танбалы жар. Как Танбалы жар в Бетпакдале, так и в Мангыстау есть галерея тамг нескольких эпох. Эта местность, вернее глубокий лог носит название Қарақабақ, а также Қара кеуек
шүлдір, Таңбалы сай. Во время наших экспедиционных работ в каменных стенах этого лога нами было обнаружено 42 различных тамг. Самые древние из них представляют обычный знак из одной линии, называются көсеу таңба, а также из одного или из двух кругов күн и ай таңба. Из тамг средневековых огузов зафиксированы – қазаяқ тамга племени салор, тамга одного из ведущих родов огузов – қайы таңба. А также тамга мангытов времен Золотой Орды – шөміш таңба, таңба қиятов, а в последствии тамга чингизидов «төре таңба», в виде . Как показывают результаты исследований
участников экспедиции, в Таңбалы сай есть знаки, очень близко напоминающие германскую, или так называемую скандинавскую рунику, а также Орхоно-Енисейскую графику древних тюрков. В целом в Таңбалы сай встречаются тамги следующих
средневековых огузских племен: байындыр, аусар, қызық, шәуілдір, қарабөлік, имур, қайы, салур, қарқын, баят, дөгер, бектілі.
Монография профессора Ж.О. Артықбаева «Kazak Halk Edebiyatında Oğuz Tarihi Meseleleri/Қазақ халық әдебиетіндегі оғыз тарихының мәселелері» (Кайсери, 2023) очень значима не только для исследователей истории огузов, но и в целом объемного и глубокого рассмотрения древней и средневековой истории Евразии.

Биография автора

Бибайша Нурдаулетова, Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова

доктор филологических наук, профессор кафедры казахской филологии

Загрузки

Опубликован

2023-09-29

Как цитировать

Нурдаулетова, Б. (2023). Проблемы истории огузов в казахской устной традиции . Turkic Studies Journal, 5(3), 185–191. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-3-185-194

Выпуск

Раздел

РЕЦЕНЗИИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)