Реконструкция печатей ханов Внутренней Орды (Букейской Орды): определение символов и атрибутов печатей


Просмотры: 149 / Загрузок PDF: 229

Авторы

  • Таттигул Картаева Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
  • Естай Даубаев Национальная Академия исскуств имени Темирбека Жургенова
  • Элина Алтынбекова Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-67-92

Ключевые слова:

Внутренняя Орда, виды печати, печати ханов, реконструкция, атрибут власти, символ, орнамент, пьедестал печати, традиционная среда

Аннотация

Печати, которые были в употреблении власти в истории Казахстана до ХХ века, можно сгруппировать и систематизировать следующим образом: печати с археографическими символами; печати с узорами, изобразительные знаки; печати с портретным изображением; печати с гербом; печати с клеймами без имени владельца; штампы с именем владельца; рельефные печати без имени владельца; рельефные печати с именем владельца.

Хотя казахские ханы и султаны штамповали свои печати в виде перстней, но они не носили их на руках каждый день, а при удостоверении документов пьедестал носили на пальце способом «айнатеріс» т.е. заостренной головкой вверх (птичий нос отрицателен при ношении кольца «құсмұрын») или удостоверяли с удерживанием пьедестала в руке. Бии, баи, волостные управители, тарханы, батыры и старейшины имели круглые, выпуклые, квадратные или каменные печати. Форма, то есть изображение кольцевой печати ханов, султанов, соответствовала изображению навершия войсковых знамен. Навершие знамени и печать являются атрибутом власти. Тот факт, что головная часть обоих атрибутов власти направлена вверх, доказывает, что они был общепризнанными в традиционной среде. Подлинники (оригиналы) печатей казахских ханов и султанов не сохранились под влиянием колонизации. Авторы делятся своим опытом реконструкции печати и раскрытия тайны символов на лицевой части печати.

Сведения об авторах

Таттигул Картаева, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

кандидат исторических наук, профессор кафедры Археологии, этнологии и музеологии

Естай Даубаев, Национальная Академия исскуств имени Темирбека Жургенова

профессор

Элина Алтынбекова, Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»

реставратор

Литература

Абу-л-Фазл Байхаки, 1969. История Масуда (1030-1041). Перевод с персидского. Введение, комментарий и приложения А.К. Арендса. 2-ое дополненное. Москва. 1009 с.

Арғынбаев Х., 1987. Қазақ халқының қолөнері: Ғылыми-зерттеу еңбек. Алматы: «Өнер» баспасы. 128 б.

Дайрабай Т., 2014. Ақ патшаның сарайында болған ақсақалдар, қазақ депутациясы жөнінде бірер сөз. Түркістан газеті, 25 желтоқсан.

Джанибеков У., 1982. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Өнер. 144 с.

Ерофеева И.В., 2001. Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). Алматы: ИД «Аркаим». 152 с.

История Древнего Востока. Учебник. 1988. Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. Москва. 623 с.

Казанцев И., 1867. Описание Киргиз-Кайсак. Санкт Петербург: Типография Товарищества «Общественная польза» по Мойке, №5. 231 с.

Какабаев Б.С., 2004. Должностной знак народного судьи в дореволюционном Казахстане. Труды Центрального музея. Алматы: Ғылым. Б. 364-368.

Картаева Т., Даубаев Е., 2019. Мөр және мөрлі жүзіктің тарихи реконструкциясы. Алматы: Қазақ университеті. 65 б.

Коробейников А.В., 2005. Историческая реконструкция по данным археологии. Ижевск. 180 с.+илл.

Қазақ эпосы. 1982. Алматы: Ғылым. 227 б.

Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі. 2017. Энциклопедия. 4-том. Алматы: Әлем даму интеграция. 845 б.

ҚРМОМ археологиялық коллекциясы: сақтар мен үйсіндер мәдениеті. 2011. Ғылыми каталог. Алматы: Өнер. 319 б.

Мартынов А.И., Шер Я.А., 2002. Методы археологического исследования. Москва. 240 с.

Масанов Э.А., 1961. Кузнечное и ювелирное ремесло в казахском ауле. Алма-Ата. 200 с.

Махмұд Қашқари, 1997. Түрік тілінің сөздігі (Диуани лұғат-ит-түрік). 3 томдық. Алматы: Хант. Мұхаммед Пайғамбарымыз жүзік тақты ма? http://www.ihsan.kz/kk/articles/view/1334 (Қаралған күні: 10.11.2019).

Омарханов Қ., 2004. Қазақ елінің дәстүрлі құқығы. Астана: Елорда. 280 б.

Прищепова В.А., 2011. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины ХIX – начало ХХ века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука. 452 с. +Ил.Сулейман // Мифы народов мира. Энциклопедия. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Mifologia/2286.php. (Қаралған күні: 15.04.2019).

Шаймерденов Е.Ш., 2001. Қазақстан Республикасының мемлекеттік рәміздері. Алматы: Жеті жарғы. 248 б.

Шариғаттағы жүзік тағу хикметі / http://mazhab.kz/kk/suraqtar/arturli/sharigattagy-juziktagu-hikmeti-128/ (Қаралған күні: 10.11.2019).

Шойбеков Р.Н., 1991. Қазақ зергерлік өнерінің сөздігі. Алматы: Ғылым. 88 б.

Янин В.Л., 1970. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 1. Печати X – начала XIII в. Москва: Наука. 326 с.

Babayarov G., Asanov E., 2020. Coins of Tokharistan with old Turkic titles // Turkic Studies Journal, Nо 3, Volume 2. P. 6-26.

Загрузки

Опубликован

2023-06-27

Как цитировать

Картаева, Т., Даубаев, Е., & Алтынбекова, Э. (2023). Реконструкция печатей ханов Внутренней Орды (Букейской Орды): определение символов и атрибутов печатей. Turkic Studies Journal, 5(2), 67–92. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-67-92

Выпуск

Раздел

Этнокультура