Поэтика цвета и света в творчестве современного татарского поэта Рената Хариса
Просмотры: 201 / Загрузок PDF: 157
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-4-7-22Ключевые слова:
Ренат Харис, татарская литература, культурный код, национальный код, цвет, свет, художественный мир, символизмАннотация
Творчество выдающегося современного татарского поэта Рената Хариса (Рената Магсумовича Харисова, 1941 года рождения) – народного поэта Республики Татарстан, автора более 50 книг на татарском, русском, английском, французском, польском, белорусском, башкирском, чувашском языках отличается широким кругом творческих интересов: его произведения посвящены осмыслению нравственных, философских, общественно-политических тем прошлого и современности татарского
народа, России и мирового сообщества. В статье основное внимание уделяется живописности его поэзии, отмечается насыщенность поэтического мира Рената Хариса цветом и светом, которые позволяют точнее, ярче передать чувства поэта. Цвето- и световые образы в творчестве Рената Хариса приобретают символическое звучание, а также зачастую выполняют роль татарских национальных кодов, отражают специфические исконно народные свето- и цветовые традиции, позволяя
ярче передать чувства лирического героя. В художественном мире Рената Хариса тесно переплетаются живопись и поэзия, потому что он одинаково профессионально владеет как техникой стиха, так и кистью изобразительного искусства. Тема творчества, образы художников в произведениях Рената Хариса являются лейтмотивными, в них также важную эмоциональную роль выполняют свето- и цветообразы.
Одной из характерных черт поэтики Рената Хариса является символичность звучания его образов. Поэт зачастую от частных фактов переходит к широкомасштабным обобщениям, ассоциациям, причем это касается не только гражданских, философских, но и лиро-эпических произведений.
Литература
Алексеева Л.А., 2015. Поэтика цвета в лирике М.И. Цветаевой // Молодой ученый. 20 (100). С. 584-586.
Бакиров М.Х., 2012. Татарский фольклор. Казань: Ихлас. 400 с.
Бакиров М.Х., 2014. Древнетюркская поэзия. Казань: Татарское книжное издательство. 390 с.
Габбасова Г.З., 2005. Цветообозначение в татарской художественной речи // Язык и литература в поликультурном пространстве: материалы региональной научно-практической конференции. Бирск: БирГПИ. Вып. 2. С. 23-28.
Галимуллин Ф.Г., Галимуллина А.Ф., 2021. Художественная картина мира Рената Хариса. Казань: Издательство Казанского университета. 200 с.
Галиуллин Т.Н., 2011. Акыл һәм хис берлеге шагыйре (Р. Хариска 70 яшь) [Единство разума и чувства в поэзии (К 70-летию со дня рождения Р. Хариса] // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс. С. 10-28.
Загидуллина Д.Ф., 2011. Ренат Харис лирикасында образ тудыру үзенчәлекләре: аллегориядән – символга [Своеобразие создания образа в лирике Рената Хариса] // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс. С. 58-62.
Замалетдинов Р.Р., 2004. Татарская культура в языковом отражении. Москва-Казань: Издательский центр ВЛАДОС. Магариф. 239 с.
Иванова Ю.В., 2007. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к исследованию // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 5 (Т.22). С. 112-118.
Козлова Н.Н., 2010. Цветовая картина мира в языке // Ученые записки Забайкальского гос. гуманит.-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 3 (32). С. 82-88.
Кононов А.Н., 1978. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. Москва: Наука. 280 с.
Мархлевска М., 2021. О поэзии Рената Хариса // Татарская поэзия и культура второй половины ХХ – начала XXI века: диалог с западными и восточными художественными традициями (К 80-летию татарского поэта Рената Хариса). Казань: Издательство Казанского университета. С. 155-157.
Месяц С.В., 2012. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. Москва: КРГУ. 464 с.
Родина С.А., 2001. Свет в художественно-колоративной системе лирики С.А. Есенина, 1891- 1925 гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва. 195 с.
Сабирова Г.А., 2007. Цвет в творчестве татарских писателей-импрессионистов начала ХХ века // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 4. С. 146-148.
Сафина Л.М., 2021. Стильный образ Рената Хариса. Москва: Издательство «Перо». 203 с.
Ситдикова А.Ф., 2013. К вопросу определения базового концепта «Төс» и его семантического поля на примере цветообозначения в татарском языке // Грамота. Тамбов. № 5 (23). В 2-х ч. Ч. 1. С. 163-168.
Харис Р., 1980. Листья. Казань: Татарское книжное издательство. 156 с.
Харис Р., 2020. Татар аты. Казань: Татарское книжное издательство. 88 с.
Харис Р., 2021. Братская сила в горячей руке // Литературная газета. 18 (6783). 11 мая 2021. С. 5-15.
Харис Р., 2021. Потом была фраза. Казань. Магариф-Вакыт. 160 с.
Харисов Р., 2006. Сайланма әсәрләр в 7 т. (Избранные сочинения). Казань. Татарское книжное издательство. Т.3. 511 с.
Хисамов Н.Ш., 2011. Шагыйрьнең фикер һәм хис дөньясы [Мир чувства и разума поэта] // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс. С. 52-56.
Юсупова Н.М., 2016. Фольклорные символы как источник символизации у татар (На материале орнитоморфной и цветовой символики) // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А. Есенина. № 4 (53). С. 139-146.
Юшкина Е.А., 2008. Поэтика цвета и света в прозе М.А. Булгакова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: защищена: 2.10.2008. Волгоград. 222 с.
Яхин Ф.З., 2011. Ренат Харисның мәхәббәт шигъриятендә лирик герой // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс. С. 62-73.