Манихейство в уйгурских письменных памятниках


Просмотры: 231 / Загрузок PDF: 107

Авторы

  • Каликов Рустам Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-4-51-62

Ключевые слова:

манихейство, Уйгурский каганат, Бегю-каган, государственная религия, источники, уйгурские памятники, Карабалгасунская надпись

Аннотация

Статья посвящена исследованию манихейства в уйгурских письменных
памятниках. Манихейство – это религиозное верование, зародившееся на Ближнем Востоке
в III веке нашей эры, которое соединило в себе зороастрийские, христианские, иудаистские,
митраистские и буддийские элементы. Автор рассматривает манихейство как цельную, сложную
религиозную систему, основанную на дуалистической философии борьбы добра и зла, тьмы
и света, светлого и темного. После падения древнетюркских каганатов уйгурский Бегю-каган
сделал манихейство государственной религией Уйгурского каганата. Исследователи полагают,
что одной из причин принятия манихейства уйгурами является стремление Бегю-кагана
наладить связи с согдийцами. Отметим, что миссионеры пытались распространить манихейство
в Восточном Туркестане, Китае и Монголии.
Распространение манихейства среди древних уйгуров запечатлели китайские, арабские
источники, но больше всего ряд уйгурских памятников. К числу таких памятников относится
Карабалгасунская надпись, найденная Н.М. Ядринцевым в 1889 году среди руин древней
столицы Уйгурского каганата ‒ Орду-Балык (Карабалгасун) во время экспедиции в Монголию
на берегу реки Орхон. Древнетюркский рунический текст Карабалгасунской надписи был
почти целиком уничтожен, и информация о его содержании извлечена из китайской версии,
достаточно хорошо сохранившейся.
Автор статьи анализирует содержание Карабалагасунской надписи и других уйгурских
текстов, исследует сущность идей манихейства, раскрывает его зарождение, распространение и
тесную связь с буддизмом.

Биография автора

Каликов Рустам, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Phd студент

Литература

Алексанян А.Г., 2008. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). Москва: Институт Дальнего Востока РАН. 168 с.

Асадов Ф. М., 1993. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку: Элм. 204 с.

Ахсанов К.Г., 2003. Очерки истории тюркских народов. Древность и средневековье (III в. до н.э. – XII в. н.э.). Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина. 108 с.

Байпаков К., 2007. Великий Шелковый путь (на территории Казахстана). Алматы: Адамар. 496 с.

Бартольд В.В., 1973. «Извлечение из сочинения Гардизи Зайн ал-ахбар»: приложение к «Отчёту о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг.». Сочинения: в 9 томах. Том 8. Работы по источниковедению. Москва: Наука. С. 23-63.

Бируни А., 1957. Избранные произведения. Т. I: Памятники минувших поколений. / Перевод и примечания М.А. Салье. Ташкент: ФАН УзССР. 516 с.

Бичурин Н.Я., 1950. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том 1. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, LXXXVIII. 381 с.

Груссе Р., 2005. Империя степей. Аттила, Чингизхан, Тамерлан. Том I. Пер. с франц. Х.К. Хамраева. / Сост. Б.М. Сужиков. (История Казахстана в западных источниках XII-XX вв.). Алматы: Санат. 286 с.

Гумилев Л.Н., 1993. Тысячелетие вокруг Каспия. Москва. 336 с.

Желобов Д.Е., 2012. Три религии гаочанских уйгуров (IX-XII вв.) // Научный диалог. Вып. №9. История. Социология. С. 6-16.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). 2010. В пяти томах. Т.1. Алматы: Атамұра. 544 с.

Каликов Р.К., 2022. Манихейство в Уйгурском каганате// Сборник материалов XVII международной научной конференции студентов и молодых ученых «Gylym Jane Bilim 2022». Нур-Султан. С. 2572-2576.

Камалов А.К., 2001. Древние уйгypы. VIII - IX вв. Алматы: Наш Мир. 216 с.

Кляшторный С.Г., 2010. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. СПб: «Петербургское востоковедение». 328 с.

Кляшторный С.Г., Колесников А.А., 1988. Восточный Туркестан глазами русских путешественников (вторая половина XIX в.). Алма-Ата: Наука Казахской ССР. 224 с.

Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971. Согдийская надпись из Бугута // Страны и народы Востока. Т. Х. Москва. С. 121-146.

Кызласов И.Л., 1994. Руническая письменность евразийских степей. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 327 с.

Кызласов Л.Р., 1969. История Тувы в средние века. Москва: МГУ. 212 с.

Смагина Е.Б., 2011. Манихейство: по ранним источникам. Москва: Восточная литература. 524 с.

Стеблева И.В., 2007. Жизнь и литература доисламских тюрков: историко-культурный контекст древнетюркской литературы. Ин-т востоковедения РАН. Москва: Вост. лит. 208 с.

Li Tang., 2005. History of Uyghur Religious Conversions (5th – 16th Centuries). Asia Research Institute. Working Paper Series. No. 44. June. 81 p.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Рустам K. (2022). Манихейство в уйгурских письменных памятниках. Turkic Studies Journal, 4(4), 51–62. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-4-51-62

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ