Сохранение родного языка в контексте проблемы малочисленных и исчезающих тюркских языков Казахстана
Просмотры: 194 / Загрузок PDF: 296
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-1-47-57Ключевые слова:
исчезновение языков, причины, тюркские народы Казахстана, миграция, сохранение культуры и родного языка, беседы, интервью, аудиозаписи аутентичных текстов, языковой анализАннотация
На протяжении развития человеческой цивилизации всегда существовала
проблема исчезновения тех или иных языков. Вместе с народами, канувшими в историю, исчезали
языки, становясь мертвыми языками или языками только письменных памятников. Поэтому
древнетюркский, древнеуйгурский, печенежский, половецкий, чагатайский, санскрит, ведийский,
древнегреческий, латинский, старославянский, готский, полабский, тохарский и многие-многие
другие языки мира являются сейчас мертвыми. Причин исчезновения языков много, и исторически
они проявлялись по-разному. Среди основных причин исчезновения языков следует назвать
социальные факторы, языковая политика государства, ареально-культурные взаимодействия,
языковая экспансия доминирующего языка и как результат - утрата носителей родных языков. Всё
это касается и малочисленных, исчезающих тюркских языков Казахстана, исследованию которыхНа протяжении развития человеческой цивилизации всегда существовала
проблема исчезновения тех или иных языков. Вместе с народами, канувшими в историю, исчезали
языки, становясь мертвыми языками или языками только письменных памятников. Поэтому
древнетюркский, древнеуйгурский, печенежский, половецкий, чагатайский, санскрит, ведийский,
древнегреческий, латинский, старославянский, готский, полабский, тохарский и многие-многие
другие языки мира являются сейчас мертвыми. Причин исчезновения языков много, и исторически
они проявлялись по-разному. Среди основных причин исчезновения языков следует назвать
социальные факторы, языковая политика государства, ареально-культурные взаимодействия,
языковая экспансия доминирующего языка и как результат - утрата носителей родных языков. Всё
это касается и малочисленных, исчезающих тюркских языков Казахстана, исследованию которыхНа протяжении развития человеческой цивилизации всегда существовала
проблема исчезновения тех или иных языков. Вместе с народами, канувшими в историю, исчезали
языки, становясь мертвыми языками или языками только письменных памятников. Поэтому
древнетюркский, древнеуйгурский, печенежский, половецкий, чагатайский, санскрит, ведийский,
древнегреческий, латинский, старославянский, готский, полабский, тохарский и многие-многие
другие языки мира являются сейчас мертвыми. Причин исчезновения языков много, и исторически
они проявлялись по-разному. Среди основных причин исчезновения языков следует назвать
социальные факторы, языковая политика государства, ареально-культурные взаимодействия,
языковая экспансия доминирующего языка и как результат - утрата носителей родных языков. Всё
это касается и малочисленных, исчезающих тюркских языков Казахстана, исследованию которых посвящена данная статья. Кроме того, в статье внимание обращается и на сохранение родного языка
тюркских народов, живущих в Республике Казахстан.
Большая часть тюркоязычных народов мигрировала в Казахстан в период сталинских репрессий, в
годы Великой Отечественной войны и во время освоения целинных земель. По данным официальной
статистики, в Республике Казахстан живёт более двадцати представителей тюркских этносов:
татары, башкиры, турки, кумыки, кыргызы, уйгуры, карачаевцы, узбеки, азербайджанцы, ногайцы и
т.д. Многие из малочисленных тюркских народов Казахстана сохранили свои традиции, обычаи и
родной язык.
В рамках данного исследования были проведены встречи, беседы, взяты интервью у
представителей кумыков, ногайцев, карачаевцев, сделаны аудиозаписи текстов устного народного
творчества. В статье представлен языковой анализ этих аудиозаписей в фонетическом, лексико-
семантическом аспектах, также проведён анализ некоторых грамматических форм и грамматических
категорий. В результате исследования выявлено, что родной язык используется в основном в
семейно-бытовых отношениях, устное народное творчество и литературные произведения знают в
основном представители старшего поколения.