Научный диспут о жанровой природе Орхоно-Енисейских письменных памятников


Просмотры: 254 / Загрузок PDF: 130

Авторы

  • Салида Шарифова Национальная академия наук Азербайджана

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-98-111

Ключевые слова:

Орхоно-Енисейские надписи, история, письменный памятник, исторический документ, полемика, композиция, проза, поэзия, эпос, смешение жанров, роман в стихах

Аннотация

Интерес к Орхоно-Енисейским памятникам, обнаруженным на территории современной Монголии, проявляется в двух аспектах. С одной стороны, это интерес как к памятнику истории, а с другой – как к художественному произведению. Помимо историографического диспута, вокруг Орхоно-Енисейских надписей развернулась полемика по поводу жанровой природы Орхоно-Енисейских надписей, и эта полемика актуальна до сих пор между азербайджанскими, турецкими и российскими учеными.

По вопросу жанровой природы Орхоно-Енисейских памятников существуют различные точки зрения. Обращая внимание на ритмичность изложения и связи с устным народным творчеством, ряд исследователей считает, что мы имеем дело со стихотворениями в прозе (Ф.Е. Корш, Амид Абид). Другие авторы, отмечают, что надписи – это «небольшое литературное произведение» (Васфи Махир Гочатюрк). Исходя из поэтического содержания и эпического характера повествования ряд исследователей определяют памятники как «общетюркские героические поэмы» (И.В. Стеблева); «мифологизированная история» (Ахмад Кабакчи), «художественно-документальный героический эпос» (Т. Гаджиев). Более того, по форме закрепления надписей (стела) некоторые исследователи относят памятники к жанру эпитафии или к «кладбищенской поэзии» (С.Е. Малов, А. Раджабов, Ю. Mамедов). Интересна и позиция, согласно которой Орхон-Енисейские надписи написаны в жанровой форме, присущей только этому произведению (В. Жирмунский).

На наш взгляд, Орхоно-Енисейские надписи представляют собой синтез прозы и поэзии, что в целом характерно для тюркских эпосов. Например, эпос «Китаби Дада Горгуд» – важнейший общетюркский письменный памятник. Кроме того, исходя из особенностей изложения, сюжетной линии, поднятых социально-политических вопросов было бы ошибочным локализовать жанровую природу Орхоно-Енисейских надписей малыми жанровыми формами (стихи, эпитафия, рассказы и т.д.).

В статье утверждается, что Орхоно-Енисейские памятники представляют собой историко- документальный роман в стихах, сочетающий в себе синтез различных жанров. Наличие подобных романов в стихах в литературе тюркских народов подтверждено Восточным Ренессансом. Например, роман в стихах был создан мыслителем Низами Гянджеви в XII веке. 

Биография автора

Салида Шарифова, Национальная академия наук Азербайджана

доктор филологических наук, профессор НАНА, главный научный сотрудник Института литературы им. Низами Гянджеви

Загрузки

Опубликован

2022-01-01

Как цитировать

Шарифова S. (2022). Научный диспут о жанровой природе Орхоно-Енисейских письменных памятников . Turkic Studies Journal, 3(4), 98–111. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-98-111

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ