Погребение пазырыкского типа и петроглифы археологического комплекса Таусамалы

Авторы

  • Сергей Ярыгин Филиал Института археологии имени А.Х. Маргулана

DOI:

https://doi.org/10.32523/%202664-5157-2022-%204-131-148

Ключевые слова:

Жетысу, могильник, курган, тамги, знаки, Пазырыкская археологическая культура, петроглифы

Аннотация

В статье представлены результаты научно-исследовательских работ, осуществленных на археологическом комплексе Таусамалы. Комплекс состоит из крупного могильника,
включающего более 120 курганов и скоплений петроглифов. Памятники расположены в Аксуском
районе Жетысуской области Республики Казахстан. В кургане № 1 в ярусном каменном ящике
выявлено парное погребение пазырыкской культуры в сопровождении трех коней. Одновременно
с археологическими раскопками была осуществлена разведка местности, в ходе которой рядом
с могильником удалось зафиксировать большое количество петроглифов, датирующихся от
эпохи бронзы до этнографического времени. Ряд петроглифов имеет изобразительные аналогии
в Южной Сибири и восточных областях Центральной Азии. Рядом с могильником выявлена
большая группа тамг, тамгообразных и идеограмматических знаков. Графические символы
подразделены на несколько групп: первая группа представлена образными символами, которые
отличаются друг от друга различными дополнительными элементами в виде точек и линий,
а также нахождением в композиции с фигурой животного; вторая группа – тамгообразные
знаки в виде фигуры гантелевидной формы, представляющие собой парные кольцеобразные
изображения, соединенные линией. Знаки имеют разные размеры и различные дополнительные
элементы в виде точечных и линейных выбивок, расположенных рядом. Материалы могильника
и петроглифы предварительно датируются в хронологических рамках с IV по II вв. до н. э.

Биография автора

Сергей Ярыгин, Филиал Института археологии имени А.Х. Маргулана

PhD, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Байбердина (Талягина) М.А., 2019. Изображения тесинского времени в Минусинской котловине в контексте археологического материала // Теория и практика археологических исследований. Т. 27. 3. С. 20-34.

Боковенко Н.А., 2004. Писаница Хызыл-Хая – обретенная и потерянная // Невский археологоисториографический сборник. К 75 летию кандидата исторических наук А.А. Формозова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. С. 389-395.

Вайнштейн С.И., 1974. История народного искусства Тувы. М.: Наука. 224 с.

Грязнов М.П., 1961. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // АСГЭ. Вып. 3. С. 7-31.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003. Скифская эпоха Горного Алтая. Часть II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 234 с.

Кубарев В.Д., 1999. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. С. 84-92.

Кубарев В.Д., 2009. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАиЭ СО РАН. 420 с.

Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э., 2005. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАиЭ СО РАН. 640 с.

Кубарев В.Д., 1987. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука. 304 с.

Кубарев В.Д., 1991. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука. 190 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И., 2007. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 282 с.

Кубарев В.Д., 1992. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука. 220 с.

Миклашевич Е.А., 2012. Льнищенская писаница // Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. X. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 28-56.

Миронов В.С., 2000. Культура населения Средней Катуни в скифское время: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Новосибирск. 17 с.

Му Ц., 2020. Памятники пазырыкской культуры в Синьцзяне // Теория и практика археологических исследований. Т. 30. № 2. С. 138-147.

Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Д., Эрдэне-Очир Н., 2011. Серебряные украшения конской упряжи из кургана 20 могильника Суцзуктэ (Ноин-Ула, Монголия) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2 (46). С. 46-54.

Полосьмак Н.В., 1994. Стерегущие золото грифы (ак-алахинские курганы). Новосибирск. 125 с.

Савинов Д.Г., 2009. Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984–1989 гг.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 226 с.

Самашев З., 2011. Берел. Алматы: Таймас. 236 с.

Шульга Д.П., Шульга П.И., 2017. Проникновение пазырыкской культуры в Синьцзян // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 16. Востоковедение. 4. С. 24-29.

Шульга П.И., Слюсаренко И.Ю., 2016. Датировка погребальных комплексов на периферии пазырыкской культуры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН. С. 473-477.

Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А., 2009. Новотроицкий некрополь. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 329 с.

Ярыгин С.А., 2020. Новые тамги и знаки в отрогах хребта Кайракколь // Үлкен Алтай əлемі – Мир Большого Алтая – World of Great Altay. 6 (3). С. 1034-1047.

Ярыгин С.А., Ильдеряков Н.Н., 2021. Погребение «пазырыкского типа» на могильнике Таусамалы // Народы и религии Евразии. 2. С. 23-39.

Babayarov G., 2019. Coins of the Western Turkic Qaghanate with a title «Tardu-Qaghan» // Turkic Studies Journal. No1 (1). С. 12-24.

Funeral banner of Lady Dai (Xin Zhui). Khan Academy. URL:https://www.khanacademy. org/ humanities/ap-art-history/south-east-se-asia/chinaart/a/funeral-banner-of-lady-dai-xin-zhui (accessed: 02.09.2021)

Yan Liu, 2020. The Han empire and the Hellenistic world: prestige gold and the exotic horse // Mediterranean Archaeology and Archaeometry. Vol. 20. 3. P. 175-198.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Ярыгин S. (2022). Погребение пазырыкского типа и петроглифы археологического комплекса Таусамалы. Turkic Studies Journals, 4(4), 131–148. https://doi.org/10.32523/ 2664-5157-2022- 4-131-148

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ