Ораторское искусство в казахской культуре


Просмотры: 52 / Загрузок PDF: 96

Авторы

  • Даулетбек Раев Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
  • Елнур Сейткожа Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана https://orcid.org/0009-0000-1487-6087

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-63-82

Ключевые слова:

казахская культура, язык ораторского искусства, культурное сознание, онтология, гносеология, антропоцентризм, социоцентризм, этноцентризм, аксиология, культурфилософия

Аннотация

В статье впервые в отечественной культурологии осуществлено подробное изучение
места и роли ораторского искусства в казахской культуре. Вместе с тем в статье рассматриваются
основа, когнитивная эпистема, методологические позиции казахского красноречия как
континуума общеэтнокультурного бытия, антропоцентрические, социоцентрические, этноцентрические аспекты искусства красноречия, культурно-софистическая подоплека природы и
особенности подвижной мысли в контексте красноречивой словесной мудрости как феноменкультуры. При этом в исследовании акцентируется внимание на культурологических аспектах
когнитивно-эмоционального воздействия ораторского искусства на воспринимающего.
Наряду с этим измеряется глубина подачи мысли аудитории красноречивым языком, ее
аксиологическая ценность. Анализируются культурно-аксиологические смыслосферы, такие,
как «начало, изложение, содержание, разогревающее начало, сплав/синтез» в рамках различных
риторических формул. Осуществлены шаги по раскрытию культуроведческих аспектов понятий
«облекать/обволакивать», «убеждать», «исповедовать» через способность слушателя донести
мысль в риторике до других посредством художественного языка. Проблема неразрывности между красноречием и объективной реальностью анализируется сквозь призму казахского
национально-культурного нравственного этоса. Риторические выражения являются чертой
культурно-иррациональной модели освоения объективной действительности в художественном
образе путем осмысления риторического материала. Тот факт, что казахские бии-ораторы при
любых обстоятельствах вершат великую справедливость, признается культурной позицией,
сочетающей риторику с объективной истиной. В качестве основного положения анализируется
казахская культурная этнософия, утверждающая, что «настоящий би/судья/вершитель
справедливости все еще не рожден, рожденный же судья не обладает истинной справедливостью».

Сведения об авторах

Даулетбек Раев, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана

доктор философских наук, профессор кафедры послевузовского обраозования

Елнур Сейткожа, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

магистр социальных наук

Литература

Бабалар сөзі, 2009. Жүз томдық, Т. 56: Тарихи жырлар. Астана: Фолиант. 408 б.

Баласағұн Ж., 1986. Құтты білік. Алматы: Жазушы. 616 б.

Бейсенов Қ., 1994. Қазақ топырағында қалыптасқан ғақлиятты ой кешу үрдістері. Алматы: Ғылым. 168 б.

Гегель, 1956. Философия духа. М.: Госполитиздаит. 371 с.

Гумбольдт В., 1985. Язык и философия культуры. М.: Прогресс. 450 (357) с.

Ғабитов Т.Х., 1998. Қазақ мәдениетінің типологиясы. Алматы: Қазақ университеті. 203 б.

Исмаилов О., 1996. Бабалар сөзі – даналық көзі. Алматы: Білім. 186 б.

Қасабек А., 2023. Заманының ұлағатты философы. Талдықорған: ЖК «Дизайн-ОТ». 288 б.

Молдабеков Ж., 1998. Қазақ осы – мың өліп, мың тірілген. Оқу құралы. Алматы: Санат. 208 б.

Мұқаметханұлы Н., 2000. Қытайдағы қазақтардың қоғамдық тарихы (1860-1920). Алматы: ҚАЗ ақпарат. 336 б.

Мұхиддин Әбу Зәкәрия Яхия ибн Шәрәф ибн Мурри, 2014. Хадистер жинағы (риядус-салихин). Алматы: «Көкжиек» баспасы. 656 б.

Негимов С., 1997. Шешендік өнер. Алматы: Ана тілі. 208 б.

Нұрмұратов С.Е., 2000. Рухани құндылықтар әлемі: әлеуметтік философиялық талдау. Алматы: ҚР БҒМ. Философия және саясаттану Институты. 180 б.

Оразалы және т.б., 2007. Ұлылық қалғыса ұлт ұйқыға кетеді. Даналардан жеткен сөз/құраст. С.Ш.Оразалы, Ө.Ақыпбекұлы, Г.Оразгалиева. Астана. 384 б.

Потебня А.А., 1976. Эстетика и поэтика. М.: Искусство. 614 с.

Тарихи тұлғалар. Танымдық-көпшілік басылым / Құрастырушылар: Тоғысбаев Б., Сужикова А. Алматы: «Алматыкітап» ЖШС, 2006. 376 б.

Төреқұл Н., 2006. Даланың дара ділмарлары. Алматы: ЖШС «Қазақстан» баспа үйі. 592 б.

Раев Д.С., 2019. Дала өркениетінің рухани-мәдени қырлары: әлеуметтік-саяси талдама. Оқу құралы. Алматы. 344 б.

Элдридж Р., 2020. Өнер философиясы. Кіріспе. Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры. 304 б.

Ibraev Sh., 2021. The phenomenological transformation of Abay’s poetry. Turkic Studies Journal, 3(3). P. 28-36. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-3-28-36

Загрузки

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Раев, Д., & Сейткожа, Е. (2023). Ораторское искусство в казахской культуре. Turkic Studies Journal, 5(4), 63–82. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-4-63-82

Выпуск

Раздел

Культура и искусство казахов