Исполнительские традиции сказителей эпоса «Манас»


Просмотры: 162 / Загрузок PDF: 140

Авторы

  • Талантаалы Бакчиев Национальная академия наук Республики Кыргызстан

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-7-20

Ключевые слова:

эпос «Манас», сказительство, манасчы, музыкальный аккомпанемент, исполнительская традиция, тюрко-монгольские верования и обряды

Аннотация

Кыргызы воспринимают «Манас» не только как устно-поэтическое произведение, но и как живую субстанцию, внесшую существенный вклад в развитие общенационального сознания. Эпосы многих народов мира прекратили свое исконное существование в устной форме; они запечатлены лишь на бумаге и приняли книжную форму, а значит, не могут далее развиваться традиционным путем. Сказание о Манасе не потерялось во времени благодаря сказителям-манасчы, которые бережно храня и творчески перерабатывая, передавали его из поколения в поколение. Кыргызы всегда считали важной и значительной роль манасчы. Они вдохновляли воинов, провожая их на очередное боевое сражение для защиты своей родины; находились рядом с родоначальниками в судьбоносные моменты для кыргызов; являлись высшими духовными санами, которые несли в себе мудрость и великодушие народа. Автор статьи отмечает, что перед наукой стоит задача исследовать функции живого исполнения «Манас» сказителями, содержащего в себе ритуальный характер. До сих пор исполнение этого эпоса воспринималось лишь как эстетическое действие. Живое сказывание эпоса «Манас» оказывает глубокое чувственно эстетическое воздействие на аудиторию. Базовыми факторами влияния на сознание слушателя является ритм, голос и невербальные реакции сказителя, а также сюжет и характер сказываемого эпизода. Все это представляет собой особый вид кодирования человеческого сознания энергетической информацией.

Автор статьи, сравнивая творчество некоторых манасчы (что до сих пор не было объектом научного исследования) и творчество сказителей эпосов других народов Центральной Азии, выявляет особенности исполнительских традиций, а также приходит к выводу о том, что манасчы – носитель богатой сакральной информации, а сказительство – это одна из специфических форм культурной и духовной коммуникации, которая требует дальнейшего глубокого научного исследования.

Биография автора

Талантаалы Бакчиев, Национальная академия наук Республики Кыргызстан

доктор филологических наук, начальник Сектора терминологии

Загрузки

Опубликован

2022-01-01

Как цитировать

Бакчиев T. (2022). Исполнительские традиции сказителей эпоса «Манас». Turkic Studies Journal, 3(4), 7–20. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-4-7-20

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ