«Змея –целительница» в мифоритуальной традиции башкир

Авторы

  • Азалия Илимбетова Уфимский федеральный исследовательский центр РАН

Ключевые слова:

башкиры, культ, змея-целительница, змея-покровительница, обряды, обычаи, религиозно-мифологические воззрения

Аннотация

В устной традиции и бытовой обрядности башкир змея как

первопредок и покровительница выступает в роли целительницы людей. В

башкирском фольклоре благодетельные змеи воскрешают разрубленных

на части героев, восстанавливают им зрение и дают советы, как оживить

человека. Башкиры верили, что дома, дворы, где живут змеи, болезни

обходят стороной. В мистических взглядах и магической практике

башкир лечебные свойства приписывались и отдельным частям змеиного

тела. Так, башкиры при появлении нарывов под ногтями к больному

месту прикладывали змеиный выползок. Змеиную шкуру использовали

и при заболевании глаз, а также в качестве влажной припарки при

болях в суставах и опухолях. Тушеное мясо черной змеи употребляли

при порче зрения. В башкирском фольклоре зарегистрированы сюжеты

применения для лечебных целей золу сожженной змеи. К помощи змеи

прибегали не только при заболевании людей, но и при хвори домашнего

скота. Змея, обладая даром врачевания недугов, одновременно может

наделить этими способностями и людей. По предрассудкам башкир,

целительными признавались и руки человека, нашедшего змеиный

выползок. Аналогичные представления о «змее-целительнице» имеются

в религиозно-мифологических воззрениях самых различных народов

мира. Роль змеи-целительницы и представления о ней в фольклоре

башкир, татар и других тюркских народов рассматривается в данной

статье.

Биография автора

Азалия Илимбетова, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, языка и литератур

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ