Преемственность казахского языка с языком рунических памятников
Просмотры: 103 / Загрузок PDF: 181
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-3-47-54Ключевые слова:
язык древнетюркских письменных памятников, язык древне- уйгурских письменных памятников, тюркский дух, историко-сравнительное исследование, антропоцентризм, тюркский мир, духовное возрождениеАннотация
Сегодня, когда Республика Казахстан на рубеже веков обрела независимость,
обобщение всех историко-духовных знаний и использование их во благо страны является
необходимым и востребованным для становления и развития национального сознания. В
данном контексте в языке рунических памятников, как в нарративном источнике, нашли
отражение ментальность древнего мира и исторические архетипы языковых единиц тюркских
языков. Следовательно, древние языковые факты раскрывают непрерывность их исторического
развития, преемственную связь системы древних тюркских языков с системой современных
тюркских языков, в т.ч. современного казахского языка. Подтверждением вышеизложенного
являются результаты научных исследований Г. Айдарова, доктора филологических наук,
профессора, рунолога, который сумел проникнуть в тайны древних надписей, высеченных на
камнях, и установить диахронические связи древних тюркских языков с кыпчакскими тюркскими
языками, с казахским языком и тем самым доказать, что казахский язык не принадлежит к так
называемой «новой» группе языков и что история языка древнее истории нации.
Профессор Г. Айдаров один из первых в казахстанской тюркологии исследует гетерогенную
языковую систему древнетюркского и древнеуйгурского языков, графические, фонетико-
фонологические, лексические, морфемно-деривационные и грамматические ярусы древних
языков, определяя их особенности и преемственные связи с современными тюркскими
языками, в т.ч. с казахским языком. В качестве подтверждения автор статьи рассматривает
структурную онтологию тюркского слова (моносиллабическую и другие модели тюркского
протокорня), в изучении которой Г. Айдаров внес свой неоценимый вклад.
Следует также отметить: утверждение автора статьи, что последователи Г. Айдарова, в
изучении древних тюркских языков активно используют антропоцентрический подход, что
позволяет выявить новые знания о мире и ментальности древних тюркских народов, столь
необходимых для познания исторического развития тюркского мира.