Ведущий орнаментальный мотив қошқар мүйіз в казахской орнаментике: в поисках примордиального
Просмотры: 149 / Загрузок PDF: 77
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-99-110Ключевые слова:
орнаментальный мотив, узор, қошқар мүйіз, казахи, Казахстан, художественный войлокАннотация
Орнаментальный мотив қошқар мүйіз – наследие древности – остается в
традиционном искусстве художественного войлока ключевым. Рогообразный узор казахов
оставался в центре научной дискуссии ученых в течение всего ХХ века. Первые попытки его
осмысления принадлежат немецкому этнологу Р. Карутцу (1911 г.), российским исследователям
С. Дудину (1928 г.), Б. Куфтину (1926), Е. Шнейдеру (1927 г.) и др. Со второй половины ХХ
века рогообразный мотив рассматривался в трудах ученых археологов, искусствоведов и
этнографов. Исследователями были определены время его происхождения, география его
бытования, предприняты попытки его смыслового содержания. Было установлено, что
криволинейный мотив возник не ранее новокаменного века, а в эпоху бронзы получил свое
развитие в виде различных стилизаций. Выяснено, что этот мотив играет ключевую роль в
орнаментальном комплексе тюрко-монгольских народов.
На основе междисциплинарного подхода автор предлагает объяснить его жизнеспособность
целым рядом причин: внутренней формой слова – названия орнаментального мотива, который
имеет эпический характер, поскольку способен вызвать особую эстетическую реакцию у зрителя.
Представляется, что орнаментальный мотив выполняет роль «фигуры воспоминаний» и имеет
статус «обосновывающего прошлого». Он сохраняется в качестве языковой объективации
(название) и во внеязыковом формате – в виде изомодели транскультурной анаграммы,
воспроизводящей древнее идеологическое содержание с символическим и магическим
наполнением. Выступая в качестве канона, мотив қошқар мүйіз является своеобразным
«почерком эпохи», обладает художественным обаянием и конструктивно основан на линии,
названной У. Хогартом «линией красоты».