Ведущий орнаментальный мотив қошқар мүйіз в казахской орнаментике: в поисках примордиального


Просмотры: 334 / Загрузок PDF: 139

Авторы

  • Сергали Сураганов Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-99-110

Ключевые слова:

орнаментальный мотив, узор, қошқар мүйіз, казахи, Казахстан, художественный войлок

Аннотация

Орнаментальный мотив қошқар мүйіз – наследие древности – остается в
традиционном искусстве художественного войлока ключевым. Рогообразный узор казахов
оставался в центре научной дискуссии ученых в течение всего ХХ века. Первые попытки его
осмысления принадлежат немецкому этнологу Р. Карутцу (1911 г.), российским исследователям
С. Дудину (1928 г.), Б. Куфтину (1926), Е. Шнейдеру (1927 г.) и др. Со второй половины ХХ
века рогообразный мотив рассматривался в трудах ученых археологов, искусствоведов и
этнографов. Исследователями были определены время его происхождения, география его
бытования, предприняты попытки его смыслового содержания. Было установлено, что
криволинейный мотив возник не ранее новокаменного века, а в эпоху бронзы получил свое
развитие в виде различных стилизаций. Выяснено, что этот мотив играет ключевую роль в
орнаментальном комплексе тюрко-монгольских народов.
На основе междисциплинарного подхода автор предлагает объяснить его жизнеспособность
целым рядом причин: внутренней формой слова – названия орнаментального мотива, который
имеет эпический характер, поскольку способен вызвать особую эстетическую реакцию у зрителя.
Представляется, что орнаментальный мотив выполняет роль «фигуры воспоминаний» и имеет
статус «обосновывающего прошлого». Он сохраняется в качестве языковой объективации
(название) и во внеязыковом формате – в виде изомодели транскультурной анаграммы,
воспроизводящей древнее идеологическое содержание с символическим и магическим
наполнением. Выступая в качестве канона, мотив қошқар мүйіз является своеобразным
«почерком эпохи», обладает художественным обаянием и конструктивно основан на линии,
названной У. Хогартом «линией красоты».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергали Сураганов, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

старший преподаватель кафедры дизайна

Загрузки

Опубликован

2021-11-26

Как цитировать

Сураганов . S. (2021). Ведущий орнаментальный мотив қошқар мүйіз в казахской орнаментике: в поисках примордиального. Turkic Studies Journal, 3(2), 99–110. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2021-2-99-110

Выпуск

Раздел

СТАТЬИ