Семантика огня и его производных в обрядово-ритуальной практике казахов: традиции и современность


Просмотры: 147 / Загрузок PDF: 96

Авторы

  • Динара Сайкенева Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
  • Аман Ибрагимов Казахский национальный педагогический университет имени Абая

DOI:

https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-93-107

Ключевые слова:

огонь, сажа, зола, тюрки, ритуалы, этнографические исследования, очищение, очаг, символ, axis mundi.

Аннотация

Огонь и его производные (сажа и зола) играли значимую роль в традиционной культуре казахов, реликты которых почитаются по сей день. В данной статье рассматриваются традиционные казахские представления об огне, саже и пепле, их функция и роль в ритуальной практике, а также символическое содержание этих элементов. Огонь, как один из элементов природы, становится посредником, который «окультурил» человека и стал одной из архаичных универсалий культуры. Будучи одним из самых архаичных элементов культуры, огонь является частью культурного кода человека в целом и казахов, в частности.
Используя функциональный подход, авторы статьи выделяют практические функции огня, которые составляют основу символического содержания в ритуальной практике казахского народа. Используя семантический метод и кросс-культурный анализ, авторы выявляют символическое содержание огня. В то же время данное исследование характеризуется сбором
и анализом широкого круга материалов (макроподход) из культур тюркских и других народов, что позволяет выявить основные элементы этих практик и их варианты (типы) в глобальном культурном пространстве.

Сведения об авторах

Динара Сайкенева, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

PhD., ассоциированный профессор, кафедра востоковедения

Аман Ибрагимов, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра художественного образования Института искусств, культуры и спорта

Литература

Абрамзон С.М., 1990. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / Авт. вступ. ст. С.Т. Табышалиев. Фрунзе: Кыргызстан. 480 с.

Абрамзон С.М., 1949. Рождение и детство киргизского ребёнка (Из обычаев и обрядов тяньшаньских киргизов) // Сб.МАЭ. Т. XII. Москва-Ленинград. С. 78-138.

Басилов В.Н., 1994. Албасты // Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Сост. В.Я. Петрухин. Москва: «Восточная литература» РАН. 276 с.

Березницкий С.В., 1999. Мифология и верования орочей. СПб.: Петербургское востоковедение. 208 с.

Валиханов Ч.Ч., 1986. Избранные произведения. Москва. 414 с.

Дыренкова Н.П., 1940. Шорский фольклор. Москва-Ленинград: Издательство академии наук СССР. 448 с.

Каскабасов С.А., 1972. Казахская волшебная сказка. Алма-Ата. 260 с.

Леви-Строс К., 1999. Мифологики. В 4-х тт. Т. 1. Сырое и приготовленное. Москва - СПб: Университетская книга. 406 с.

Лотман Ю.М., 1996. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва: Языки русской культуры. 464 с.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С., 1988. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние. 225 с.

Потапов Л.П., 1969. Очерки народного быта тувинцев. Москва: Наука. 278 с.

Снесарев Н.П., 1969. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. Москва: Наука. 336 с.

Сухарева О.А., 1929. Мать и ребенок у таджиков (обряды и представления, связанные с материнством у таджиков города Самарканда и кишлаков Кусахо, Канибадама и Шахристана)// Иран. Т. III. Ташкент. С. 107-191.

Токарев С.А., 1990. Ранние формы религии. Москва: Издательство политической литературы. 621 с.

Толеубаев А.Т., 1991. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (Х1Х – начало XX века). Алма-Ата: Гылым. 214 с.

Тохтабаева Ш. Ж., 2017. Этикетные нормы казахов. Часть II. Семья и социум. Алматы: Товарищество с ограниченной ответственностью «LA GRÂCE». 168 с.

Шастина Н.П., 1957. Путешествия на восток Плано Карпини и Гильома Рубрука .– Москва: Государственное издательство географической литературы. 270 с.

Штернберг Л.Я., 1936. Первобытная религия в свете этнографии. Ленинград: Издательство института народов севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича. 571 с.

Шулембаев К.Ш., 1975. Маги, боги и действительность (Общее и особенное в религиозных верованиях казахов). Алма-Ата: Казахстан. 128 с.

Эко У., 1998. Отсутствующая структура: введение в семиологию. Москва: ТОО ТК «Петрополис». 432 с.

Arakelova V., Asatrian M., 2006. Amulets, Fortune-telling and Magic: Iran, Caucasus, Central Asia and Afghanistan // Encyclopedia of Women & Islamic Cultures: Family, Body, Sexuality and health. Leiden-Boston: BRILL. P. 18-21.

Brown A.M., Farwell E., Nyerongsha D., 2008. The Tibetan Art of Parenting: From Before Conception Through Early Childhood. Boston: Wisdom Publication. 240 p.

da Silvas Gracias F., 1994. Health and hygiene in colonial Goa (1510-1961). New Dehli: Concept Publishing Company. 296 p.

Emerson E.R., 1884. Indian myths or legends, traditions, and symbols of the aborigines of America compared with those of other countries including Hindostan, Egypt, Persia, Assyria, and China. Boston: James R. Osgood and company. 677 р.

Eliade M., 1957. Myths, dreams, and mysteries : the encounter between contemporary faiths and archaic realities. New York: Harper& Row. 256 p.

Eliade M., 1959. The sacred and the profane: the nature of religion. New York: A Harvest Book Harcourt, Brace & World, Inc. 256 p.

Fischer R., Xygalatas D., Mitkidis P., Reddish P., Tok P., Konvalinka I., et al., 2014. The Fire-Walker’s High: Affect and Physiological Responses in an Extreme Collective Ritual. PLoS ONE. 9(2). P. 1-6.

Ilimbetova A.F., 2022. “Healer Snake” in the Bashkir mythological and ritual tradition // Turkic Studies Journal, Vol. 4., No 1. P. 25-33.

Кarsten R., 2010. The Civilization of the South Indian Americans, New York: Routledge. 572 p.

Payne R.K., Witzel M., 2015. Homa Variations: The Study of Ritual Change across the Longue Durée. Oxford: Oxford University press. 448 p.

Загрузки

Опубликован

2023-06-27

Как цитировать

Сайкенева D., & Ибрагимов A. (2023). Семантика огня и его производных в обрядово-ритуальной практике казахов: традиции и современность. Turkic Studies Journal, 5(2), 93–107. https://doi.org/10.32523/2664-5157-2023-2-93-107

Выпуск

Раздел

Культура и искусство казахов