Концепт совершенного человека в поэтике жырау
Просмотры: 136 / Загрузок PDF: 350
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-2-72-85Ключевые слова:
концептуальная методология, жырау, суфизм, совершенный человек, религиозный тезаурус, ценность, текст поэмАннотация
Жырау – это обладатели особого искусства, творящие и распространяющие
устное поэтическое творчество народа. Устная эпическая традиция существовала в Древней
Греции, Аравии, у тюркских народов, а до 40-50-х годов XX века – в Албании, Югославии,
Болгарии, Македонии. Главная особенность поэтической традиции жырау заключается в том,
что сказания из поколения в поколение передаются устно, а не письменно. Образ мироздания
в поэзии жырау определяется общечеловеческими концептами такими, как жизнь и смерть,
радость и печаль, родная земля, раскрывающимся в концептуальных интенциях национального
сознания, каковыми являются понятия совершенный человек, творение мира, отчизна.
Статья посвящена пониманию суфизма в творчестве казахских жырау, в частности многочис-
ленных жырау Западного Казахстана. Авторы отмечают, что в исследовании суфизма до сих пор
нет системных подходов, раскрывающих роль суфизма в духовно-нравственном становлении
человека, его культурном, интеллектуальном развитии. Среди европейских ученых, на которых
ссылаются авторы, имеются весьма противоречивые суждения об основных постулатах суфизма.
Авторы отмечают, что понятие камили инсан ‘совершенный человек’ – один из основных
смыслов учения суфизма, достижение человеком полной человеческой индивидуальности через
духовное очищение, аскетизм, отказ от материальных ценностей. Кроме того, и другие значимые
понятия суфизма, такими, как зікір, пікір ету, шүкір ету, тәубаға келу, тағлым, иман в статье
подвергаются философскому, теологическому, историко-культурному анализу. Иллюстративным
материалом для данного анализа послужили поэтические тексты жырау-акынов.