Концепт ырыс ‛счастьеʼ в языковой картине мира алтайцев
Просмотры: 144 / Загрузок PDF: 198
DOI:
https://doi.org/10.32523/2664-5157-2022-1-86-94Ключевые слова:
концепт, счастье, языковая картина мира, лексема, языковая личность, фразеологизмы, пословицыАннотация
Концепт ырыс в языковой картине мира алтайцев, как одного из тюркских народов, входит в число определяющих характеристик духовной и эмоциональной сущности человека.
В алтайской языковой картине мира концепт ырыс, несмотря на свою мировоззренческую и психологическую значимость, в алтайском языкознании не был исследован. В данной статье рассмотрены
семантические и функциональные свойства лексических единиц алтайского языка, вербализующие представления его носителей о счастье. В конкретные задачи исследования также входят анализ лингвокультурной специфики и семантической структуры концепта счастье в языковой картине мира алтайцев. Концепт ырыс ‛счастьеʼ объективируется в алтайском языке готовыми лексемами, фразеосочетаниями из состава лексико-фразеологической системы языка, пословицами и поговорками, структурными и позиционными схемами предложений, несущими типовые пропозиции (синтаксические концепты), текстами и совокупностями текстов (при необходимости экспликации или обсуждения содержания сложных, абстрактных или индивидуально-авторских концептов).
Анализ данных значений, а также значений этого слова, представленных в словарях и в опросах информантов, дает основание заключить, что в менталитете алтайцев счастье понимается как везение и как счастливая доля, когда удачно складываются различные жизненные обстоятельства. Концепт ырыс ‛счастьеʼ ассоциируется с глубокой внутренней удовлетворенностью человека своей жизнью. Изучение ответов респондентов позволяет заключить, что у современных алтайцев есть ясное представление о счастье, а возраст, тип воспитания и образование влияют на иерархию, составляющих счастье. Для молодого поколения любовь, взаимопонимание и успех обладают большей ценностью, а у алтайцев старшего поколения – здоровье, достаток и благополучие семьи.